22.10.2024
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
ГБУ города Москвы «Московский дом национальностей», Институт языков и культур имени Льва Толстого, Международный центр славянских языков и культур «Созвучие» при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства объявляют конкурс письменных работ «МЫ СОХРАНИМ ТЕБЯ, РОДНОЕ СЛОВО…», посвященный юбилейным датам 2024 года: 210 лет издания Первой сербской грамматики (1814г.) Вука Караджича, 175 лет работе И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка» (1849г.), 120(119)лет издания труда «Беларусы» Е.Ф.Карского (1903-1904), 75лет издания «Словаря русского языка С.И.Ожегова, 50лет с начала издания «Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд» (с 1974г.) О.Н. Трубачёва.
«Сохранение родного слова – главная задача каждого народа»
( И.А.Ильин, русский философ),
1. Цель и задачи конкурса
Цель – возрождение традиций написания письменной работы как самостоятельной творческой работы; повышение уровня владения литературным русским языком и культуры речи; выражение личностного отношения к написанному.
Задачи конкурса:
-предоставить возможность студентам и школьникам продемонстрировать умения правильно излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка и культуры речи;
-предоставить студентам и школьникам возможность выразить свое отношение к родному слову.
II. Конкурс будет проходить в заочной форме.
III. Сроки и место проведения конкурса
Прием заявок и работ осуществляется с 10 октября по 27 октября 2024 года
Заявки и работы направляются Бондаренко Наталье Александровне,
e-mail: b_ natalia @ mail.ru и на электронную почту Института языков и культур имени Льва Толстого study_inst@mail.ru
IV. Условия участия в конкурсе. В конкурсе могут принять участие студенты ВУЗов, колледжей, техникумов, школьники 1–11 классов общеобразовательных школ России, Республики Беларусь и других славянских стран. Участие бесплатное.
Примерные темы
1. Родное слово - ключ-разгадка к «загадочной русской душе»
2. «Где сокровище ваше — там и сердце ваше” (Н.С.Лесков)
3. Путешествие за словом (по материалам трудов В.Караджича, Е.Ф.Карского, С.И. Ожегова, И.И.Срезневского, О.Н. Трубачева и др.)
4. «Цветы красноречия» (МаркТуллий Цицерон). Согласны ли вы с мнением Марка Туллия Цицерона о фигурах речи?
5. «Об этом рассказывала моя бабушка (дедушка)» ( сказки, предания о моем народе и семье)
6. « Я молод, молод…Знал ли ты
Разгульной юности мечты?» ( М.Ю. Лермонтов).
Напишите продолжение строк поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
7. Тему формулирует участник самостоятельно
Требования к конкурсной работе:
1. Конкурсная работа выполняется в жанре письма, эссе, очерка, путевой заметки, стихотворения, рассказа, рецензии по одной из тем конкурса:
2.Работа должна быть авторской, т.е. выполненной лично заявленным участником.
3.Работы принимается в электронном виде, набранные в текстовом редакторе и сохранённые в виде файла формата pdf объемом от 2 до 5 страниц; шрифт — Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал, выравнивание по ширине, поля – 2 см.
4.Тема работы набирается перед основным текстом и отделяется от основного текста пустой строкой.
5.Допускается иллюстрирование конкурсной работы рисунками или фотографиями внутри одного pdf-файла.
6. Доля авторского текста в сочинении должна составлять не менее 65%. Работы с меньшим процентом авторского текста не рассматриваются.
7. До завершения конкурса работа не должна быть опубликована участником в любых сторонних средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.
8. Участвуя в конкурсе, обучающийся разрешает безвозмездную публикацию своей работы, в том числе в сети Интернет, полностью или частично. Организатор Конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные материалы в некоммерческих целях (репродуцировать в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных изданиях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях) на основе согласия конкурсантов. Конкурсанты соглашаются с безвозмездной публикацией их работ или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению Организатора Конкурса с обязательным указанием авторства работ.
Подведение итогов конкурса – в ноябре 2024 на завершающем Фестивале Международного проекта «Славянский венок: историческое и культурное единство славянских народов».
Лучшие работы будут опубликованы в журнале «КАЧЕЛИ» (РБ), а также войдут в сборник творческих работ участников проекта
Предмет и критерии оценки:
· соответствие теме Конкурса и полнота ее раскрытия;
· соответствие выбранному жанру работы;
· соответствие сформулированной теме сочинения;
· оригинальность и самостоятельность формулировки темы и подачи материала;
· композиция и логика рассуждения;
· соответствие нормам русского языка;
· выражение авторских работ.
ДОПОЛНЕНИЕ
ЖАНРЫ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
Напоминаем главные признаки жанров:
·письмо– эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности;
заочная экскурсия– 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения;
эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора;
·очерк – разновидность рассказа, полухудожественный – полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события или люди. В его основе – конкретность, документальность, «писание с натуры».
Среди основных особенностей очерка, таким образом, можно выделить:
1) документальность, достоверность фактов, событий;
2) рассказ о конкретном реальном лице;
3) описание реально существующего места;
4)наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события,
5) отступления, которые основаны на авторских размышлениях;
6) вывод в конце очерка, в котором заложена авторская позиция;
7)использование изобразительных средств языка. https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ocherk-chto-ehto-takoe.html
путевая заметка (путевой очерк) - это литературный жанр, известный еще в античности (сочинения Геродота, Плиния Старшего, Тацита). В основе путевых заметок лежит описание путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран, земель, народов.
Архитектурные памятники, местные достопримечательности, обычаи, нравы и традиции, религиозные обряды, интересные встречи, уникальная флора и фауна – все это может стать объектом вашего изображения. Но главное – все должно быть пропущено через призму личного восприятия, носить на себе печать вашего индивидуального видения.
Композиция (построение) ваших записей может быть весьма свободна. Они могут вестись в хронологической последовательности, с указанием дня, в виде дневниковой записи, быть в настоящем времени ( что усиливает эффект присутствия), разрываться вашими размышлениями об архитектуре, живописи, музыке, вообще о жизни, непосредственным откликом на события и последующим, ретроспективным взглядом на него.
рецензия- это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный анализ литературного или художественного произведения, научно-исследовательской работы – реферата, статьи, фильма, театральной постановки.
стихотворение – может быть лирическим (послание, элегия, ода) или лиро-эпическим ( в жанре баллады или поэмы).