Наверх

15.09.2016

Сергей Палагин: Абсолютное большинство россиян заинтересовано в стабильной и сильной Беларуси

Директор минского Центра изучения внешней политики и безопасности рассказал о том, какую роль в судьбе Союзного государства сыграет новая военная доктрина Беларуси.

- Отвечает ли новая военная доктрина Беларуси общим целям по защите границ Союзного государства и ЕАЭС?

- Новая военная доктрина Республики Беларусь принята в июле 2016 года с учетом ситуации, складывающейся в проблемных регионах с нестабильной политической системой. Для Беларуси актуальным является вопрос  сохранения безопасности в регионе Центральной Европы, на всем постсоветском пространстве, а также внутри страны. Белорусская военная доктрина направлена на исключение возможности дестабилизации обстановки внутри государства какими-либо силами, в том числе, управляемыми из-за рубежа. Очевидно, что сохранение Союзного государства и развитие ЕАЭС возможно только в случае нормальной работы всех субъектов без отвлечения на тушение послемайдановых пожаров с последующим восстановлением всех сфер экономики. Уверен, что в России абсолютное большинство населения заинтересовано в стабильной и сильной Беларуси, а это, в свою очередь, будет способствовать развитию интеграционных отношений, как между Минском и Москвой, так и между другими государствами в рамках ЕАЭС.

- К слову, насколько глубоким сейчас является взаимодействие оборонно-промышленных комплексов двух стран?

- В последнее время военно-техническое сотрудничество двух государств развивается достаточно динамично. Предприятия белорусского ВПК выполняют ряд значимых заказов для российских партнеров, а всего с участием белорусской индустрии производится до 15% изделий российской оборонки.

Однако, есть и проблемы: белорусская сторона хотела бы получить полноценный доступ к Гособоронзаказу Российской Федерации, соответствующие договоренности заключены на высшем уровне. Кроме того, в информационном пространстве периодически появляются провокационные вбросы о судьбе флагмана белорусской промышленности – завода МЗКТ, который Минск якобы не хочет продавать российскому бизнесу. Нужно сказать, что МЗКТ является национальным научно-производственным достоянием и, соответственно, не может быть продан с молотка и без гарантий дальнейшего развития по образцу приватизационных сделок «лихих 90-х». Думаю, что сторонам необходимо искать взаимовыгодное решение данного вопроса.

- Другой важный аспект - обеспечение информационной безопасности. В Союзном государстве создается общее информационное пространство. Вам принадлежит мысль о том, что свободный доступ к медийному продукту государства-партнера - это и есть идеальные отношения. Можно ли говорить сейчас о каком-то равноправии России и Беларуси в информационном поле? Нет ли каких-то перекосов? И если есть, то как их нужно устранять?

- Все вопросы интеграции можно решать очень сложно, находя, а потом превозмогая сложности этого, безусловно, не простого процесса. А можно просто договориться и запустить в России белорусские телевизионные каналы. Например, в Беларуси и России не так давно проходила предвыборная парламентская кампания. Граждане Беларуси в телевизионных новостях наблюдали за ее ходом в России. А граждане России, за исключением специалистов, к сожалению, не знали о том, что происходит в Беларуси.

Отдельный аспект – общая информационная политика в интернете. Необходимо отметить, что значительные усилия для дискредитации официальных властей России и Беларуси, Союзного государства и евразийской интеграции, наши «партнеры» сосредоточили именно на этом направлении. Было бы правильным, чтоы в бюджет Союзного государства закладывались средства не только на поддержку традиционных СМИ, но и на проекты в сфере т.н. «гражданской журналистики» - продвижение общих смыслов в социальных сетях и блогосфере.

Вениамин Лыков