Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Белорусский «зонтик» прикрывает Москву

Развитие средств воздушного нападения положило начало бескрайнему соревнованию агрессии и защиты, состязанию “воздушного копья” и “воздушного щита”, самолетов и ракет, штурмовых авиационных соединений и зенитно-ракетных дивизионов. Это противостояние можно смело назвать битвой за небеса, противостоянием одних по происхождению, но разных по своей метафизической сущности стихий. И тот, кто будет контролировать небо, будет контролировать поле битвы.

Развитие средств воздушного нападения положило начало бескрайнему соревнованию агрессии и защиты, состязанию “воздушного копья” и “воздушного щита”, самолетов и ракет, штурмовых авиационных соединений и зенитно-ракетных дивизионов. Это противостояние можно смело назвать битвой за небеса, противостоянием одних по происхождению, но разных по своей метафизической сущности стихий. И тот, кто будет контролировать небо, будет контролировать поле битвы.

Саму систему ПВО можно сравнить с зонтиком. Зонты эти бывают самых разных размеров – ПВО страны, ПВО оперативных командований, ПВО отдельных частей и войсковых соединений. У каждого свои цели и задачи. Но у всех главная цель – предотвратить наступательную воздушную агрессию. Совсем недавно все мы в режиме реального времени видели, как натовская и американская авиация безнаказанно, как на полигоне, уничтожала сербские и иракские города. Ужасались видами горящих Белграда и Багдада.

Еще 15 лет назад путь в сердце России можно было проложить только массированным ядерным ударом. Страны Североатлантического альянса понимали, что без тотального ядерного воздействия мечтать о прорыве к Москве просто бессмысленно, а после советского ядерного ответа — бессмысленно вдвойне. Теперь же воздушной армаде НАТО на западных рубежах России противостоят только ВВС и ПВО маленькой Беларуси.

Белорусский “зонтик” достаточно надежен. Конечно, многие специалисты склонны оценивать его боевые качества по-разному, но желающих попытаться прорваться сквозь него пока не наблюдается.

Правда, уже сейчас предпринимаются попытки его “прощупать”. Именно этим можно объяснить размещение Североатлантическим альянсом на территориях новых членов НАТО в Прибалтике - в Латвии и Литве, не танков и сухопутных войск, а прежде, всего мощных радаров и ударной авиации. Назначение авиации понятно. А вот локаторы, очевидно, предназначены не только для обеспечения полетов натовских боевых ударных самолетов, но и для обеспечения радиоэлектронной разведки.

Сегодня в Минске спокойно относятся к тому, что новые страны Североатлантического альянса постепенно становятся его оперативным тылом, где разворачивается военная инфраструктура. Строятся новые “аэродромы подскока”, модернизируются старые советские авиабазы. Все это не может не привлекать внимание белорусского руководства. Ведь модернизация бывших советских авиабаз в странах Балтии позволяет не только серьезно сократить время полета ударной авиации НАТО до Москвы, но и фактически представляет угрозу всему воздушному пространству Беларуси.

Прекрасно осознавая реалии современной войны и всю мощь современного оружия, белорусское военное руководство разрабатывает эффективные меры противодействия любой агрессии. Работа в этом направлении ведется совместно с главным партнером и союзником – Российской Федерацией. Особый акцент делается на внедрение технических новинок в войсках ПВО.

Центральное направление военного строительства в этой сфере – построение надежной системы защиты от внезапного массированного воздушного нападения. Несколько лет подряд военными Беларуси и России ведется работа по созданию единой региональной системы противовоздушной обороны.

2004 год ознаменовался проведением самого крупного в истории ВВС и войск ПВО Беларуси оперативно-тактического учения с боевой стрельбой на полигоне "Ашулук". Впервые была отработана на практике система управлением группировкой войск в сложных климатических условиях, в боевой обстановке и с использованием новых систем управления воздушным боем.

Именно в рамках построения региональной ПВО в сентябре 2004 года была апробирована собственно белорусская система управления воздушным боем, разработанная ГНПО “Агат”. На полигоне “Ашулук” она прошла проверку в условиях реальной боевой обстановки.

Организационно в систему управления входят четыре компонента. В их числе "Бор-2П" - мобильный командный пункт оперативно-тактического командования, "Поляна-РБ" – командный пункт зенитной ракетной бригады, "Неман-ПВ" – подвижный командный пункт истребительной авиабазы, "Спрут" – пункт управления наведением авиации. По результатам стрельб стало очевидно, что все эти комплексы многократно увеличили боевой потенциал сил и средств ВВС и войск ПВО Беларуси.

Кстати, именно благодаря применению "Спрута" удалось решить очень сложную проблему наведения и уничтожения истребительной авиацией крылатых ракет. Все элементы смонтированы на современных шасси производства Минского завода колесных тягачей, что резко повышает живучесть системы управления.

По мнению некоторых российских военных экспертов, маленькой Беларуси удалось создать и держать в постоянной готовности противовоздушный щит, прикрывающий Москву и центральный промышленный регион России от массированной агрессии с воздуха. Заменить его в принципе невозможно. По крайней мере, трудно компенсировать 700 км дальности и 1,5 часа подлетного времени для крылатых и тактических ракет.