04.10.2012
Отмена контроля на внутренних границах Таможенного союза повысила транзитную привлекательность Беларуси. Об этом в Минске на пленарном заседании «Перспективы развития транспортно-логистический системы Республики Беларусь» рассказал Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак.
- Динамичное развитие интеграционных процессов, происходящих в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, существенно расширило возможности нашей страны по развитию транспортно-логистической деятельности.
Благоприятное расположение Беларуси в центре Европейского континента позволяет ей стать мостом, связывающим транспортные артерии стран Европы и Азии. В Беларуси это понимают и постоянно улучшают условия для транзита грузов. Это работа способствует дальнейшему росту товарообмена между странами ЕС с азиатскими странами и приносит дополнительные доходы предприятиям Беларуси.
Наибольший удельный вес в структуре доходов от использования транзитной инфраструктуры составляют доходы от придорожного сервиса – 34%. Доля услуг по перевозкам для железнодорожного транспорта составляет – 22%. Транзитные автомобильные перевозки в этой структуре составляют – 15%. Сопровождение транзитное полетов иностранных судов – 2%.
За последние годы наладилось плодотворное сотрудничество с нашими соседями. Хорошим примером такого сотрудничества можно назвать международный комбинированный поезд «Викинг», который еженедельно курсирует по маршруту: Клайпеда-Минск-Ильичевск. В 2011 году этим поездом было перевезено на 30,5% контейнеров больше, чем в 2010 году.
Для развития терминальной обработки грузов и транспортно-логистической деятельности в Беларуси реализуется целый ряд программ развития: транспортно-логистической системы Беларуси; транзитного потенциала; автомобильного транспорта; дороги Беларуси. В них определены меры направленные на дальнейшее совершенствование условий по развитию транспортной логистики.
В соответствии с этими программами транспортно-логистическая инфраструктура создается в местах определяемых классической формулой логистического бизнеса: дорога-товар-люди-деньги. Логистика является одним из перспективных и наиболее эффективных направлений развития экономики Беларуси и обладает значительным потенциалом.
Развития логистическая инфраструктура непосредственно влияет на увеличение ВВП. С её помощью повышается качество обслуживания международных товарных потоков, поэтому государство и бизнес-сообщество заинтересованы в создании современной логистической инфраструктуры.
Как показывает мировой опыт решение задач по оптимизации доставки грузов и снижение затрат на перемещение грузов не может обойтись без современных подходов. Поскольку издержки связанные с перемещением товаров продолжают занимать большую долю в их себестоимости. Сократить их можно только при условии рационального построения схем доставки товаров. При этом экономятся не только финансовые средства, но и сокращается время на перемещение товаров, что стимулирует процессы интеграции большинства государств.
По данным Всемирного банка один день задержки товара сверх оговоренного срока снижает объем его продаж на 1%. Совокупные удельные транспортные издержки в России и Беларуси в настоящее время оцениваются значительно выше, чем в странах ЕС.
Транспортная логистика в Беларуси позволяет в полной мере использовать преимущества различных видов транспорта. На территории логистических центров создаются специализированные складские помещения для хранения и переработки грузов, условия для круглосуточной работы таможенных органов. Планируется, что к концу 2015 году количество логистических центров вырастет с 7 до 50.
В соответствии с программой развития логистической системы Минтранс принимает участие в осуществлении 23 инвестиционных проектов. Также проводится модернизация грузовых железнодорожных терминалов. Реализуется проект по строительству портового терминала на Днепре.
Начиная с 2008 года, в инфраструктуру логистической системы Беларуси привлечены значительные средства, что позволило в текущем году увеличить объем переработки грузов внутри страны на 14,3%.
Одним из важнейших направлений развития транспортной логистики является внедрение на пограничных переходах современных электронных технологий, что позволяет уменьшить время таможенного оформления и контроля. Совместно с Минторгом Беларуси подготовлен Государственный стандарт в области логистики, который регламентирует требования к работе логистических центров и операторов.
Всемирным банком поддержана инициатива белорусской стороны о проведении исследований международными экспертами качества движения товаров через границу Беларуси. Итоги данного исследования будут подведены в 2013 году.
Положительную роль в повышении транзитной привлекательности Беларуси сыграла отмена таможенного и транспортного контроля на внутренних границах стран Таможенного союза. Это повысило скорость движения транспортных средств следующих транзитом.
С 1 апреля 2011 года на внешних границах Беларуси и России осуществляется единый контроль автотранспортных средств по принципу «одной остановки». В результате реализации данного мероприятия количество транзитных поездок грузовых автомобилей выросло в сравнении с 2010 годом более чем на 14%.