Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Интеграция общего среднего и высшего образования как фактор профессиональной ориентации учащихся: опты БНТУ

Soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел интернет-видеобрифинг с директором Лицея БНТУ Галиной Оксеньевной Голяш.

Soyuz.by совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь провел интернет-видеобрифинг с директором Лицея БНТУ Галиной Оксеньевной Голяш.

- Галина Оксеньевна, какова история образования лицея БНТУ?

- Наша история началась почти двадцать лет назад – в 1994 году, когда специализированная средняя школа при Политехнической Академии была переименована приказом Министерства образования в лицей при Политехнической Академии. С 2002 года лицей имеет нынешнее название – лицей Белорусского национального технического университета.

- В чем отличие лицея БНТУ от других образовательных учреждений данного типа?

- Наш лицей уникален тем, что является структурным подразделением Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ. То есть мы не имеем юридического статуса, а являемся структурой на уровне факультета нашего университета. Размещаясь в небольшом учебном корпусе, лицей имеет возможность использовать учебные корпуса и материальную базу всего университета в целом. Например, занятия физической культурой и спортом у нас проходят на стадионе и в спортивных залах спортивно-технического факультета. Юноши обучаются допризывной подготовке на базе военно-технического факультета университета. Такие предметы художественного направления, как рисунок, композиция, живопись организуются в специально оборудованных классах учебного корпуса №3 Института интегрированных форм обучения и мониторинга образования БНТУ.

Использование базы университета дает нам возможность привлекать к работе в лицее преподавателей БНТУ. Известно, что вузовский преподаватель отличается от школьного учителя в первую очередь тем, что он более демократичен в своем поведении и воспитывает у лицеиста больше самостоятельности и ответственности, то есть, он не является школьной «нянькой». В свою очередь, это повышает ответственность и самостоятельность наших учащихся.

За время учебы лицеисты успевают познакомиться со всеми факультетами нашего университета, с общественной жизнью студентов, выбрать свое профессиональное будущее, стать абитуриентами, заранее мотивированными в получении конкретной специальности в Белорусском национальном техническом университете. Я считаю, это уникальная возможность, которую имеет на сегодняшний день всего три лицея в республике, и один из них – это наш.

- Галина Оксеньевна, какой сегодня лицей БНТУ?

- Лицей БНТУ сегодня – это единая команда, которая состоит из 40 преподавателей и учителей университета и лицея и 239 лицеистов. Обучение в лицее осуществляется в соответствии с законодательной базой: у нас несколько направлений – это физико-математическое, где на повышенном уровне изучают физику и математику, филологическое, где на повышенном уровне изучается русский язык и иностранный – их у нас несколько: английский, французский, испанский, немецкий.

Следует отметить, что в лицее обучаются ученики как обычных школ города Минска и Минского района, так и гимназий, которые получили базовое образование и успешно сдали вступительные испытания в нашем лицее. Это высокомотивированные учащиеся, которые приходят именно учиться, и поэтому нацелены на конкретный результат своей деятельности: стать студентами вуза, получить конкретную специальность, в первую очередь, в Белорусском национальном техническом университете.

На протяжении многих лет в лицее было еще одно направление – художественное. Оно существует в Республике Беларусь только в лицее БНТУ. Это объясняется тем, что именно лицей БНТУ, являясь структурным подразделением нашего университета, как бы заранее, на уровне среднего образования, готовит будущих студентов архитектурного факультета.

В связи с новой законодательной базой это направление исключили из перечня. Но, учитывая социальные запросы наших учащихся, родителей, востребованность нашего университета – ведущего вуза не только в Беларуси, но и в странах СНГ, - мы, с разрешения Министерства образования, с прошлого года начали реализацию экспериментального проекта, который называется «Апробация обучения в 10-11 классах учащихся в художественном направлении лицея БНТУ». В рамках этого проекта, руководителем которого является кандидат архитектуры, доцент архитектурного факультета Мазаник Александра Владимировна, мы реализуем художественное направление. За счет факультативных часов ребята изучают такие предметы, как рисунок, композиция, живопись и черчение.

Хочу отметить, что черчение у нас изучают все ребята, не только художественного направления, поскольку наш вуз – это технический вуз, - и черчение – один из тех предметов, которые будут востребованы в университете. Это тот предмет, преподавание которого в обычной средней школе заканчивается на уровне базовой школы. Этим наши лицеисты значительно отличаются от остальных абитуриентов.

Так вот, в рамках этого эксперимента идет развитие художественного направления. Отмечу, что это классы, которые очень отличаются от наших физиков и математиков. Ребята очень творческие, и результаты своего творчества они ежегодно представляют в конкурсе проектов «Лицей будущего». Первый этап этого конкурса в лицее уже прошел. В фойе представлены интересные проекты, были замечательные защиты этих проектов, финал намечается на конец апреля.

Единственный конкурс, где могут проявить свои способности на уровне республики ребята этого направления – это республиканский конкурс «Техноинтеллект». Он проходит уже четвертый год, учредителем является Министерство образования Республики Беларусь, а организаторами – БНТУ и Республиканский центр технического творчества. Проходит конкурс на базе нашего университета. Замечательные преподаватели лицея – Калугина Елена Станиславовна, учительница рисунка и живописи, Приходько Вера Николаевна, учитель черчения, а также преподаватели кафедры акварель, рисунок архитектурного факультета, - они традиционно вместе с ребятами участвуют в этом конкурсе, готовят проекты. Стоит отметить, что, например, в этом году у нас было шесть дипломов по результатам участия в этом конкурсе. Конечно же, очень хотелось бы коллективу лицея, руководству университета,чтобы это направление было официально закреплено за лицеем БНТУ в рамках востребованности подготовленных абитуриентов на архитектурный факультет.

Чем еще отличается наш лицей? Конечно тем, что, как и любой лицей, это не только команда учащихся, но еще и команда преподавателей. На сегодняшний день 82% педагогического состава – это учителя высшей и первой категории, то есть высокообразованные люди, люди ищущие – учитель не может стоять на месте, если он хочет чему-то научить. На сегодняшний день все наши педагоги активно участвуют в исследовательской, научной работе, очень много внимания уделяем использованию информационных технологий: весь педагогический коллектив прошел курсовую подготовку по этому направлению и что ряд учителей подготовили собственные электронные программные ресурсы. Например, изготовлен такой ресурс по математике, его широко используют не только преподаватели нашего лицея, но и отдельные учебные заведения республики. Вера Николаевна Приходько такой ресурс создала по черчению. Хочу отметить, что совместно с учеником 10-го класса был создан такой электронный ресурс по черчению по теме сопряжения, он используется в преподавании этого предмета.

- Каковы основные направления деятельности лицея?

- Одной из важнейших задач, которые решает педагогический коллектив лицея БНТУ, - это, конечно же, повышение качества образования. Лицейское образование в первую очередь ориентировано на развитие творческой личности, самостоятельной поисковой и практической деятельности. Конечно же, главным результатом деятельности педагогического коллектива является выпускник. Выпускник, который ориентирован на высокий уровень учебно-познавательной деятельности, на творческое самоопределение, на самореализацию, который активно откликается на потребности государства и, конечно же, отличается готовностью продолжить свое образование в направлении, соответствующем избранной профессии. Допрофессиональное определение происходит с нашими лицеистами с того момента, как только они становятся учащимися Лицея БНТУ. Коллектив педагогов лицея при очень активной поддержке нашего ректора Бориса Михайловича Хрусталева, члена Национальной Академии наук, всех служб нашего университета, и, в  первую очередь, курируюшего проректора – это Гостев Олег Константинович, директор нашего института, к которому мы относимся, - все стараются создать условия, необходимые для саморазвития, самореализации личности лицеиста.     

Исходя из накопленного опыта, из приоритетов, из традиций, в лицее сложилась целая система работы по развитию творческих и интеллектуальных способностей лицеистов. Статус нашего лицея позволяет организовать нам занятия лицеистов в различных научных организациях, в первую очередь, это институты Академии наук: мы очень тесно сотрудничаем с Институтами микробиологии, математики. Также это различные исследовательские институты в целом и организации. Например, республиканское унитарное предприятие «Белгеология», где наши ребята проводят исследовательскую работу совместно с сотрудниками этой организации. Это, конечно же, лаборатории, факультеты, учебные корпуса нашего университета. Это такие факультеты, как автотракторный, энергетического строительства, факультет  Такое тесное сотрудничество, тесные научные контакты позволяют нашим лицеистам участвовать в различных интеллектуальных конкурсах. В первую очередь, это олимпиадное движение – одно из направлений развития интеллектуальных способностей. Результативность наших лицеистов от участия в олимпиадах разного уровня, начиная от городского и заканчивая республиканским, постепенно растет. Если на третьем этапе республиканской олимпиады в 2009 году у нас было только три диплома и два похвальных отзыва, то на сегодняшний день это 10 дипломов и 7 похвальных отзывов.

Традиционно, в силу направленности, большинство побед у нас по профилирующим предметам – это физика и математика. Если говорить о результатах заключительного этапа предметных олимпиад, то в 2010-2011 учебном году лицей был отмечен двумя дипломами: диплом третьей степени по физике и диплом первой степени по техническому труду, были похвальные отзывы. В 2012 году команда лицея на заключительном этапе получила два диплома третьей степени по физике и похвальные отзывы по математике и астрономии.

Научно-исследовательская деятельность наших лицеистов организована посредством вовлечения их в работу научного общества учащихся. Такая работа позволяет им ежегодно принимать участие в научно-практических конференциях на уровне города и на уровне республики. Результат участия в этом учебном году – это 4 диплома: математика, физика, астрономия и география. Результат участия в республиканской научно-практической конференции – дипломы по астрономии, физике, программированию и биологии. Хочу подчеркнуть, что астрономия кажется таким предметом, который не является профилирующим у нас. Но в лицее работает замечательный учитель астрономии - Василевская Наталья Альбертовна, у которой налажена очень тесная связь с научными сотрудниками минского планетария. Ребята каждую субботу посещают занятия в планетарии, а летом выезжают на полевые наблюдения и участвуют в международной научной работе по наблюдению за новой открытой звездой, то есть это можно даже назвать своеобразным участием в международном исследовании.

Если говорить о результативности участия в других конкурсах, то существует еще такой экологический проект «Экос», где защита научных работ проходит на английском языке. Ежегодно наши лицеисты становятся дипломантами этого конкурса. Традиционно мы принимаем участие в турнирах: математических и физических. В этом году наша команда второй раз по физике стала победителем республиканского турнира юных физиков и получила диплом третьей степени. Команда по математике отмечена похвальным отзывом.

Участие лицеистов в интеллектуальных конкурсах не ограничивается пределами нашей республики, наши ребята очень активно заявляют о себе и на международных конкурсах. Так, в 2011 году учащиеся лицея привезли дипломы из Санкт-Петербурга за участие в международном конкурсе, посвященном пятидесятилею полета Юрия Гагарина в космос. Конкурс назывался «Дорога к звёздам». Диплом второй степени получила ученица 11 класса на открытой международной олимпиаде школьников по русскому языку. В 2012 году наши ребята принимали участие в конкурсе Вернадского, который проходил в Москве, и три наши заявленные работы прошли два отборочных заочных тура и стали победителями. Мы стараемся, чтобы наши ребята проявили свои способности и за пределами республики.

- Галина Оксеньевна, куда идут учиться ваши выпускники?

- Не секрет, что качество лицейского образования достаточно высокое, и на протяжении уже почти двадцати лет коллектив нашего лицея дает хорошую подготовку нашим выпускникам. Поэтому 99% выпускников лицея ежегодно становятся студентами вузов Республики Беларусь и зарубежных вузов. 85% выпускников – это студенты Белорусского национального технического университета. Наша направленность, структурное подчинение и то, что на протяжении двух лет ребята успевают окунуться в студенческую жизнь, - все это способствует их определению с профессией.

Хочу сказать, что 85% из 99% поступивших - это студенты бюджетной формы обучения. Конечно же, как и в любом лицее, все наши медалисты 100%-но поступают в вузы на бюджет.

Если брать наш вуз, то в основном предпочтение отдается факультетам энергетического строительства, информационных технологий и робототехники, строительному факультету. Часть наших выпускников становятся студентами БГУ – это факультет прикладной математики.

Следует отметить, что подтверждением высокого качества образования являются результаты Централизованного тестирования. Например, в 2011 году четыре выпускника лицея набрали 100 баллов по математике. Подготовила их замечательная учительница Оксана Евгеньевна Цыбулько. Еще 6 ее выпускников набрали по 96 баллов. В прошлом году у нас одна выпускница набрала 100 баллов по математике. Как видите, мы показываем высокие результаты по тем предметам, которые являются профильными для обучения в нашем лицее.

Еще хочется сказать, что те ребята, которые поступают в лицей БНТУ, по истечению двух лет практически 100%-но уверены в том, что они станут студентами вузов и будут получать высшее образование. Поэтому мне остается только пригласить всех желающих, начиная с 15 июня принять участие во вступительной кампании и стать лицеистами БНТУ.

Хочу акцентировать внимание, что большую роль в лицее БНТУ играют не только учебные предметы, но еще и та лицейская атмосфера, которая существует у нас. Мы – единая лицейская семья. Начинается жизнь учащихся в лицее с такого традиционного праздника, как посвящение в лицеисты. Проходит он на территории нашего студенческого университетского городка, в нем принимают участие не только будущие лицеисты, но и те, которые учатся здесь уже год, и те, которые уже закончили наш лицей и стали студентами БНТУ. И, конечно же, преподаватели и ректорат нашего университета. Поэтому учиться в лицее БНТУ интересно, а жить – весело.