Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Интервью с архитектором Ю.Градовым – одним из авторов мемориального комплекса «Хатынь»

Встреча с Юрием Михайловичем Градовым – одним из авторов мемориального ансамбля «Хатынь» – состоялась в Республиканском Доме архитектора.

Встреча с Юрием Михайловичем Градовым – одним из авторов мемориального ансамбля «Хатынь» – состоялась в Республиканском Доме архитектора. Ю.М.Градов – заслуженный архитектор Республики Беларусь, его малой родиной является Вологодчина, а точнее Череповец. Это родина знаменитых братьев Верещагиных. В 1958 году он заканчивает Московский архитектурный институт. Судьба архитектора так распорядилась, что с 1960 года Минск для него стал второй родиной. В 1969 году был открыт мемориальный комплекс «Хатынь». А в 1970-м его авторы архитектуры Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин и скульптор Сергей Селиханов удостоены Ленинской премии в области архитектуры, высшей награды Советского Союза.

При встрече Юрий Михайлович старался дать исчерпывающие ответы, и конечно – о создании мемориала «Хатынь».

Юрий Михайлович, чем для вас было, есть и будет это слово «Хатынь», которое сейчас известно всему миру?

– Всё дальше во времени уходит память о войне, однако память – не проходящее явление. Война застала нашу семью во Пскове, когда мне было 7 лет, а цепкая детская память зафиксировала вой сирен воздушной тревоги, специфический скрежащий звук фашистских бомбардировщиков... Потом эвакуация в товарном составе «пятьсотвесёлого» поезда, бомбёжки по дороге... И вот, – как эхо войны – «Хатынь».

Как родилась идея об увековечивании памяти «Хатыни», памятника сожжённым белорусским деревням и сёлам?

– Это был республиканский конкурс, в котором приняло участие более 10 авторских коллективов, и наш проект на этом конкурсе победил. Редкий случай, когда всё, что нами было задумано, было исполнено без изменений в данном мемориале.

Кто выполнял работы в исполнении проекта?

– В проектировании и строительстве приняли активное участие многие строительные организации белорусской столицы. Многие элементы сооружений мемориала изготавливались в Минске, а потом возводились на месте в течение 1968–1969 годов. Большую роль в осуществлении нашего проекта сыграл Пётр Миронович Машеров: курировал, контролировал и оказывал всестороннюю помощь и поддержку. Благодаря Петру Мироновичу своевременно поставлялся белый мрамор из России, а черный гранит – с Украины...

Среди авторов мемориала был известный скульптор Сергей Иванович Селиханов – по монументальным памятникам Константину Заслонову в Орше и пионеру-Герою Советского Союза Марату Казею в Минске. Что об этом скажите?

– Для исполнения скульптуры был приглашён С.И.Селиханов (родом из Петрограда, еще до войны учился в Витебском художественном училище, а после Великой Отечественной работал в Минске в области портрета и монументальной скульптуры). Образ пылающей деревни был взят в основу композиции мемориала. А над пепелищем возвышается бронзовая скульптура старика с мертвым сыном на руках – символ непокорённого человека, непокорённого народа «республики - партизанки». Прообразом для скульптуры послужил Иосиф Каминский – единственный житель деревни, случайно оставшийся в живых. Торжественное открытие мемориального ансамбля «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года и посвящалось 25-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Вторая очередь мемориала увековечивала и все сожжённые вместе с жителями белорусские деревни.

В Беларуси и за рубежом много мемориалов памяти о Великой Отечественной войне. Война коснулась каждого из нас, наших дедов и отцов, которые спасли мир от фашизма – от «коричневой чумы» двадцатого столетия. В чем особенность этого мемориала, ведь только на Логойщине было полностью уничтожено фашистами более 10 деревень вместе с людьми?

– Именно здесь произошла Трагедия. Крестообразный план документально сохраняет планировку бывших деревенских улиц, места расположения 26-и жилых домов с венцами-срубами и печными трубами-обелисками, на каждом из которых – колокол. Тема Набата Памяти – доминирующий аспект ансамбля. В 60-е годы, когда борьба с религией ещё не была снята с повестки дня, – идея набата могла бы рухнуть, если  при обсуждении на конкурсе или позднее было высказано сомнение в целесообразности устройства «церковного перезвона».

«Хатынь» отличает сочетание  документального и образного начал. Для воссоздания трагедии были применены все средства эмоционально-художественного воздействия, органично связанные с ландшафтом: архитектура и скульптура, поэзия и музыка. Цветовая палитра памятника сурова и скупа – всего два цвета – черный и белый. Символы добра и зла, скорби и памяти. В роли живописца выступает и сама природа, Мать- природа, – это и есть истинная «Родина-мать». Кстати. На Братской Могиле хатынцев изначально размещалась типовая скульптура скорбящей матери.  Зловещую картину пожарища воссоздаёт и ночная подсветка.

Хатынь - производное от слов: хата, дом, изба, крестьянский дом или скромное жильё, одним словом там , где была жизнь. Как изображён в мемориале последний путь мирных жителей?

– На месте сарая, в котором фашисты сожгли 149 жителей деревни (среди них 76 детей), - «Рухнувшая крыша» - символ вероломного вторжения, разрушения сотен мирных сел и городов. Клинообразная дорога из белого мрамора символизирует последний путь жителей деревни. У крыши-плиты она резко обрывается, как трагично оборвалась жизнь мирных жителей. Напротив, над Могилой хатынцев, –  белоснежный «Венец памяти»- символ новой, возрождённой жизни. Четыре хатынских колодца символизируют память о четырёх временах года, которых не стало у жителей деревни. Рядом с крышей сарая колодец «Весна», - именно весной (время надежды и пробуждения природы) свершилась трагедия.

На месте каждого сожженного дома венец и подобие трубы с колоколом. Всё это как символично воплощено в бетоне и металле?

– Мы нашли такой прием, который воплощён в звуках медных колоколов на месте каждой хаты. Сперва звучит один, потом второй, третий, с другого конца деревни – четвёртый, пятый... И вот уже звучат все 26 колоколов.  Это голоса погибших, это призыв к ПАМЯТИ. Скорбный, величавый звон зависает над единственным в мире символическим кладбищем деревень, повторивших трагическую судьбу Хатыни. Рядом – символическая «Роща» возрождённых деревень. Слева тактично вписана в рельеф (не нарушая гармонии всего ансамбля) зрительно бесконечно-монотонная «Стена памяти» жертв нацистских концлагерей.

Что является кульминацией ансамбля?

– Кульминация ансамбля – на площади Памяти, в центре её, три берёзки, символизирующие жизнь, а Вечный огонь на чёрной плите в память о каждом третьем погибшем в годы войны жителе республики. Поднимаемся на самую высокую точку мемориала, - отсюда открывается панорама всего ансамбля, над которым каждую весну поют жаворонки под тревожный звон колоколов. Вот уже более сорока лет после открытия «Хатынь» живёт самостоятельной жизнью, сохраняя современное звучание, силу своего эмоционального воздействия. Здесь нет единого места для возложения цветов, - здесь у каждого своя скорбь, своя память о войне...

Архипов Иван Изосимович