Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Союзному государству – 10 лет

Дата 8 декабря в истории Беларуси имеет двойное значение. Это день подписания не только Беловежских соглашений, положивших начало существованию Содружества Независимых Государств, но и Договора о создании Союзного государства – новой геополитической структуры, которая была призвана стать выражением оптимистической воли двух наций: вместе созидать единое экономическое, культурное и политическое пространство. Вот уже 10 лет белорусы и россияне живут в одном государстве. Но ощущаем ли мы этот факт отчетливо, в полной мере? Или же союзный проект пока так и остается декларативной формальностью? О том, что было сделано за первое десятилетие СГ и что еще предстоит сделать, рассказал Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Сергей Шухно.

Дата 8 декабря в истории Беларуси имеет двойное значение. Это день подписания не только Беловежских соглашений, положивших начало существованию Содружества Независимых Государств, но и Договора о создании Союзного государства – новой геополитической структуры, которая была призвана стать выражением оптимистической воли двух наций: вместе созидать единое экономическое, культурное и политическое пространство. Вот уже 10 лет белорусы и россияне живут в одном государстве. Но ощущаем ли мы этот факт отчетливо, в полной мере? Или же союзный проект пока так и остается декларативной формальностью? О том, что было сделано за первое десятилетие СГ и что еще предстоит сделать, рассказал Заместитель Государственного секретаря Союзного государства Сергей Шухно.

- Сергей Степанович, сегодня как российские, так и белорусские политики часто говорят, что от союзного строительства ожидались более ощутимые результаты. На ваш взгляд, так ли это и какие самые заветные союзные "мечты" еще пока ждут своего претворения в жизнь?

- В порядке исторического экскурса позволю себе напомнить, что на путь полномасштабного и тесного единения Беларусь и Россия встали 2 апреля 1996 года, когда, выражая волю своих народов, президенты двух стран Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали в Москве Договор о создании Сообщества Беларуси и России. 2 апреля 1997 года Беларусь и Россия подписали Договор о Союзе. Важным этапом на пути становления и развития отношений между нашими странами явилось подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты продемонстрировали твердую решимость продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств - участников Союза.

Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования поставили четкие задачи и сроки решения основных проблем интеграции. Реализация намеченных в этих документах мер создала предпосылки для выхода на новый этап работы - создание Союзного государства.

8 декабря 1999 года - дата подписания Договора о создании Союзного государства - войдет в историю белорусско-российских отношений как день важных политических решений. В главе 1 Договора о создании Союзного государства отмечается: "Российская Федерация и Республика Беларусь создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство".

Беларусь и Россия поставили перед собой задачи создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения равных прав граждан.

Белорусско-российский интеграционный процесс был инициирован в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения благосостояния, обеспечения безопасности белорусского и российского народов. Этим объясняется стабильная общественная поддержка объединительных инициатив в двух государствах.

Практическим результатом работы по формированию Союзного государства стало развитие производственной кооперации, охватывающей сотни предприятий в Беларуси и России. Динамичное развитие получили торгово-экономические связи. В 2008 году белорусско-российский товарооборот превысил рекордный для наших стран уровень в $34 млрд., увеличившись с середины 90-х годов в семь раз. Несмотря на негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса, товарооборот Союзного государства за 9 месяцев текущего года достиг $16,5 млрд. Беларусь продолжает оставаться одним из основных торговых партнеров России, занимая пятое место по объему внешнеторгового оборота России.

Все более весомую роль в реализации задач интеграции играет бюджет Союзного государства. Свыше 90% средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий. За десять лет в союзном бюджете было аккумулировано и выделено на реализацию задач союзного строительства почти 29 млрд. российских рублей. За счет этих средств выполнено свыше 40 крупных совместных программ.

Объем союзного бюджета в текущем году составил более 4,5 млрд. российских рублей, увеличившись с 2000 года более чем в 2 раза. Бюджетом предусмотрено финансирование более 40 совместных программ и мероприятий по таким ключевым направлениям, как промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь и информатика, военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства, ликвидация чрезвычайных ситуаций и охрана окружающей среды, социальная политика, здравоохранение и физическая культура, образование, культура, СМИ.

В Союзном государстве ведется работа по обеспечению равных прав граждан двух стран, являющаяся одним из приоритетов совместной деятельности. Вступили в силу и реализуются белорусско-российские договоренности, составляющие правовую основу социальных направлений формирования Союзного государства.

Отвечая вызовам современности, наши страны координируют усилия по вопросам военного строительства и безопасности, проводят совместную оборонную политику, совершенствуют национальные и совместные вооруженные силы, повышают их боеготовность, ведут борьбу с терроризмом и преступностью.

Продвинутость политического, экономического, военного сотрудничества, сближение в других сферах выдвинули белорусско-российский интеграционный проект на первое место на пространстве бывшего СССР. С образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки качественного укрепления белорусско-российских позиций на международной арене. Кроме того, вариант создания Союзного государства максимально учитывает сложившиеся после распада СССР реалии и направлен на усиление геополитического, экономического и оборонного потенциалов двух стран.

Вместе с тем опыт союзного строительства показывает, что это многогранный, сложный процесс, требующий разработки и принятия тщательно продуманных, четко скоординированных и конкретных решений по всему спектру двустороннего сотрудничества. Предстоит еще много и активно работать над формированием благоприятных экономических условий для субъектов хозяйствования двух стран, созданием надежной системы социальной защиты граждан Беларуси и России, гармонизацией национальных законодательств.

- Пожалуй, одним из самых интересных и важных вопросов остается проект Конституционного акта Союзного государства. Какова ситуация сегодня?

- Интеграционный процесс объективно приводит к необходимости развития положений Договора о создании Союзного государства, где предусмотрено принятие Конституционного акта, определяющего государственное устройство СГ и его правовую систему. Проект акта разрабатывается специально созданной российско-белорусской комиссией. Ход подготовки этого важнейшего документа рассматривался на заседании Высшего Государственного Совета 24 января 2006 года. На очередном заседании ВГС в декабре текущего года планируется рассмотреть вопрос об изменении состава комиссии по подготовке проекта акта.

- Случайно ли, что у Союзного государства до сих пор нет герба, флага и гимна?

- Да, действительно, в соответствии со статьей 10 Договора о создании Союзного государства оно должно иметь свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности.

Сейчас идет процесс формирования Союзного государства. Развивается экономическая интеграция, итогом которой должно стать создание единого экономического пространства. Это непременное условие для последующего закрепления государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос и о соответствующей атрибутике – гербе, флаге и гимне.

- Бюджет СГ значительно вырос за последние годы. Недавно вы упомянули, что в текущем году из него профинансировано 42 проекта. Можно ли выделить определенные тенденции и приоритеты в применении союзных резервов? Какие планы на этот счет в будущем?

- Следует отметить, что бюджет Союзного государства является важнейшим индикатором интеграции и отражает приоритеты формирования и развития Союзного государства. В 2009 году бюджет составил более 4,5 млрд. российских рублей. На состоявшейся 26 ноября в Москве сессии Парламентского собрания Беларуси и России принят бюджет Союзного государства на 2010 год. Следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что наши государства находятся (как и все мировое сообщество) на этапе преодоления последствий кризиса, объем бюджета не сокращен, что, безусловно, свидетельствует о важности интеграционного процесса и о поддержке этого процесса руководителями наших стран.

- Каким вы видите будущее вопроса о единой союзной валюте?

- Введение единой денежной единицы Союзного государства - итог экономической интеграции, завершающий этап работы по подготовке экономик к объединению. Для этого необходимо создать единую таможенную территорию, затем окончательно сформировать единое экономическое пространство, которое нормально бы функционировало на практике. После чего принять Конституционный акт, как я уже отмечал выше, определяющий государственное устройство Союзного государства и его правовую систему и только после этого переходить непосредственно к введению единой денежной единицы Союзного государства.

Формула единой экономической модели создается и проверяется сейчас, в преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса. Убежден, что мы выйдем из него более сильными и сплоченными. Так будут созданы проверенные на деле, единые, эффективные экономические и финансовые механизмы функционирования Союзного государства, которые могут стать предпосылкой для введения единой денежной единицы в будущем.

- Союзное государство предполагает совершенное равенство прав граждан и их полную свободу перемещения по всей территории. Насколько к этому идеалу удалось приблизиться сегодня? Что тормозит процесс?

- В заявлениях на высшем уровне неоднократно подчеркивалось, что россияне и белорусы не должны являться иностранцами друг для друга. Реализуя этот тезис, в Союзном государстве проводилась и проводится планомерная работа по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России.

Равные права граждан находятся в основе проведения согласованной социальной политики и единой миграционной политики в рамках Союзного государства, что является одной из главных целей Договора о создании Союзного государства.

Еще в 1998 году равенство прав граждан Беларуси и России было провозглашено Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года. Этим документом закреплено равенство прав белорусских и российских граждан на участие в хозяйственной деятельности, на образование, на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии.

В ходе детального анализа правоприменительной практики были выявлены проблемные моменты в практической реализации межгосударственных соглашений и договоров Беларуси и России в сфере прав и свобод граждан. Это касается, в частности, вопросов режима пребывания граждан России в Беларуси и наоборот. Отмечены несоответствия в таможенной сфере, трудовой деятельности, социальном и медицинском обеспечении.

На основе проведенного анализа был подготовлен и утвержден постановлением №2 Совета Министров Союзного государства от 10 марта 2004 года План мероприятий по обеспечению равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации. Реализация указанного плана позволила в рамках заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге заключить четыре международных договора: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации; Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года.

К настоящему времени указанные договоренности вступили в силу и реализуются. Эти документы ставят белорусов и россиян в равные условия в социальном обеспечении, в оказании медицинской помощи и здравоохранении, в свободном передвижении, выборе места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства, в трудоустройстве, устанавливают равные условия налогообложения доходов для граждан Беларуси и России, полученных от работы по найму и в других гражданско-правовых сферах.

В настоящее время граждане Беларуси и России освобождены от обязанности регистрации в компетентных органах в течение 30 дней с даты въезда. Установлена упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации: факт принадлежности к гражданству России или Беларуси является основанием для подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание.

Гражданам обеих стран не требуется получения разрешений на работу и заполнения миграционных карт.

Ранее, в 2004 году было подписано межправительственное Соглашение об использовании миграционной карты единого образца, которое позволило освободить наших граждан от обязанности заполнять миграционную карту при поездках по территории Союзного государства. Соглашение послужило началом осуществления согласованного регулирования миграционных процессов в Беларуси и России и основой для утверждения Основных направлений миграционной политики на территории государств - участников Договора о создании Союзного государства.

Таким образом, согласитесь, граждане Беларуси и России уже имеют союзный правовой статус, который выгодно отличается от правового статуса иностранных граждан ближнего зарубежья.

- Цель Союзного государства - единое экономическое пространство. Близки ли мы к цели, и в чем сегодня ключевые проблемы на данном пути? Как на этом сказывается мировой кризис?

- Для консолидации наших усилий в рамках Союзного государства в преодолении последствий кризисных явлений в мировой экономике был подписан План совместных действий правительств Беларуси и России. Антикризисные меры, включенные в этот план, направлены на обеспечение нормальных условий работы реального сектора отечественной экономики. Безусловно, успешная реализация плана позволит в условиях экономического кризиса ускорить формирование единого экономического пространства.

Одним из ключевых экономических вопросов нашей интеграции является обеспечение равного доступа белорусских и российских производителей на национальные рынки обоих государств. Поэтому подчеркну: только безусловная реализация мероприятий антикризисного Плана является залогом успешного преодоления нашими государствами негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и выхода на качественно новый, более высокий уровень экономической интеграции.

- Беларусь и Россия декларируют общее образовательное пространство. Можно ли сегодня утверждать, что это намерение реализуется на практике?

- С удовлетворением можно отметить, что созданная за последние годы правовая база в виде договоров на различных уровнях и взаимно согласованных национальных нормативных актов, создание филиала Российского государственного социального университета в Минске и Белорусско-Российского университета в Могилеве, возобновление совместных заседаний коллегий министерств образования Беларуси и России и принятие долгосрочных планов сотрудничества, использование бюджетных возможностей Союзного государства позволяют сохранять и развивать интеграционные процессы в образовании.

Принятая в Республике Беларусь и Российской Федерации нормативная правовая база обеспечивает гражданам двух государств равные права на получение образования. Если в 2006/2007 учебном году в российских вузах обучались менее 5 тыс. белорусских студентов, то на конец 2008/2009 учебного года - уже около 10 тыс. В белорусских вузах обучаются почти 2 тыс. россиян.

Особое значение для обеспечения интеграционных процессов в сферах образования и науки имеют межправительственное Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 1996 года и Договор о равных правах граждан Беларуси и России от 1998 года.

Важный вектор интеграционной деятельности - сотрудничество между учреждениями образования. Учреждения образования Беларуси имеют широкий диапазон связей с учреждениями образования России. Почти все белорусские вузы сотрудничают с российскими высшими учебными заведениями в рамках совместных научных договоров и программ. Среди основных направлений сотрудничества: развитие научных и студенческих связей; обмен опытом учебно-воспитательной работы; разработка содержания, форм и методов подготовки специалистов; осуществление планов стажировки и повышения квалификации педагогических кадров; выполнение совместных научно-исследовательских работ; подготовка научных кадров.

Следует отметить налаженные связи белорусских органов и учреждений образования с большинством регионов России, а также традиционно тесные отношения между пограничными областями.

Поиску путей формирования единого образовательного пространства была посвящена и состоявшаяся 13-15 октября 2009 года в Минске научно-практическая конференция "Состояние и проблемы развития высшего образования в рамках Союзного государства". В конференции приняли участие более 300 человек – руководителей органов государственного управления образования Беларуси и России, органов Союзного государства, видных государственных и научных деятелей, известных ученых, в том числе 90 человек – представителей ректорского корпуса крупнейших вузов Беларуси и России.

Среди ключевых вопросов, обсужденных на столь представительном форуме, - реализация Концепции социального развития Союзного государства в сфере образования; проблемы совершенствования качества высшего профессионального образования, обеспечивающего развитие культурного и научно-технологического пространства Союзного государства; проблемные вопросы равенства прав граждан двух стран в области образования, гармонизации нормативной правовой базы, менеджмента качества образования и образовательных стандартов; стратегия сотрудничества по активизации гражданского и духовно-нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи Союзного государства.

В рамках конференции впервые проведено совместное заседание Координационного совета учебно-методических объединений (УМО) и научно-методического совета высшей школы Российской Федерации и Координационного научно-методического совета УМО вузов Республики Беларусь, на котором достигнуты важные договоренности о проведении взаимного рецензирования учебных планов, программ учебных дисциплин в целях гармонизации образовательных программ; об образовании совместных коллективов для создания учебников и учебных пособий; о совместной разработке электронных учебников; о разработке механизма присвоения учебным изданиям одновременно грифа УМО Республики Беларусь и Российской Федерации.

Министерствами образования создается рабочая группа по подготовке проекта межправительственного Соглашения о сотрудничестве в сфере образования.

Постоянным Комитетом Союзного государства с участием 15 министерств и ведомств России и Беларуси, депутатского корпуса, ученых ведется работа по разработке новой Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, где в частности должны быть определены основные направления сотрудничества в сфере образования на предстоящий пятилетний период.

- Как обстоят дела с молодежной политикой в Союзном государстве?

- Важным направлением работы в Союзном государстве является проведение совместных союзных мероприятий в сфере молодежной политики.

С 2004 года ежегодно проводится олимпиада школьников "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность". Олимпиада в октябре 2009 года в Полоцке собрала около 150 школьников из 26 регионов Беларуси и России.

В рамках Союзного государства проводятся гражданско-патриотических смены для учащихся кадетских школ-интернатов и суворовских училищ Беларуси и России, слеты юных экологов Беларуси и России, туристские слеты учащихся Союзного государства.

Сохранению и развитию лучших художественных традиций наших стран служит и ежегодное проведение мастер-классов для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси "Союзное государство – молодым талантам XXI века". По итогам работы мастер-классов в 2008 году сформирован Молодежный российско-белорусский симфонический оркестр, гастроли которого в текущем году с успехом прошли в Бресте, Минске, Москве и Берлине.

В Москве на базе Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского 16-23 августа текущего года прошли мастер-классы для 150 учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси "Союзное государство - молодым талантам XXI века". Это юные музыканты и художники, обучающиеся в специализированных художественных учебных заведениях Беларуси и России. В преподавательский состав вошли известные музыканты – педагоги российской и белорусской исполнительских школ. Для художников помимо работы с педагогами представилась возможность побывать в мастерской народного художника России, лауреата премии Союзного государства в области литературы и искусства В.М. Сидорова, а также на даче народных художников России - номинантов на премию Союзного государства в области литературы и искусства братьев Ткачевых.

В апреле 2003 года Советом Министров Союзного государства было принято решение о ежегодном проведении Спартакиады Союзного государства для детей и юношества, способствующей развитию физкультурно-спортивного движения, установлению дружественных отношений молодежи двух стран, патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Объемы финансирования Союзной Спартакиады выросли за прошедшие годы почти в 8 раз. В 2009 году (в сентябре в Пскове и в октябре в Гродно) прошли два этапа Спартакиады, в которой приняли участие свыше 650 детей из 15 регионов Беларуси и России.

Стало традиционным проведение фестивалей Союзного государства: "Творчество юных", "Молодежь – за Союзное государство". В августе 2009 года в Анапе состоялся очередной фестиваль Союзного государства "Творчество юных". В течение семи дней 190 участников из Беларуси и России выступали на главной площади и в здравницах Анапы, перед воспитанниками Детского дома Анапы. На концертах присутствовали около 10 тыс. зрителей. Фестиваль "Молодежь – за Союзное государство" прошел с 23 по 28 сентября 2009 года в Ростове-на-Дону с участием известных творческих коллективов, наиболее активных молодежных общественных объединений, большой группы депутатов Беларуси и России.

Проведение в рамках Союзного государства таких масштабных мероприятий содействует практической реализации основных целей Союзного государства в области молодежной политики, в том числе по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи и способствует интеллектуальному, культурному, спортивному развитию подрастающего поколения Беларуси и России.

Владимир Васильков, БЕЛТА