22.03.2006
Заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства в Санкт-Петербурге 24 января 2006 года показало: объединение России и Беларуси – правильный выбор. Президенты наших стран Владимир Путин и Александр Лукашенко еще раз подтвердили общее стремление энергично продвигаться по основным направлениям союзного строительства. При этом, как особо было подчеркнуто, усиливается практическая направленность объединения потенциалов двух стран для качественного повышения уровня жизни граждан.
Время доказывает жизнеспособность и эффективность Союзного государства. Достаточно напомнить о рекордном увеличении взаимного товарооборота буквально за считанные годы с пяти до 18 миллиардов долларов, о наглядных и весьма эффективных результатах выполнения союзных производственных и научно-технических программ, о тесном сотрудничестве в сфере обороны и безопасности, в социальной политике, науке, культуре, образовании, экологии, о тесной координации действий на международной арене.
Уровень интеграции России и Беларуси очень высокий, мы реально выходим на решение таких задач, которые и по существу, и по содержанию являются на постсоветском пространстве уникальными. Ведь хотя на постсоветском пространстве за последние пятнадцать лет был создан целый ряд объединительных организаций, именно белорусско-российские интеграционные отношения получили наибольшее развитие и приобрели динамичный характер.
Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 процентов, машиностроительный - на 85, сельскохозяйственный - на 65, строительная индустрия - на 80 процентов. У нас общая Государственная граница. Фактически создана единая система ПВО на западном направлении. Регулярно проводимые белорусско-российские учения демонстрируют высокую степень слаженности наших военных. Подписанное 24 января в Санкт- Петербурге Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств-участников Союзного государства окончательно определило: белорусы и россияне не являются иностранцами в наших государствах. Да, конечно, строительство Союзного государства – грандиозное дело. Мы подчас много дискутируем о путях дальнейшего строительства нашего Союза, но всегда были и остаемся едины в главном: курс на создание Союзного государства – это стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия!
С образованием Союзного государства создаются реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Беларуси в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на международной арене. Союзное государство обеспечивает эффективное решение геостратегических задач: противостояние планам создания нового «санитарного кордона» между Россией и Западом, урегулирование ситуации вокруг Калининградского региона, обеспечение безопасности на перекрестке стратегических интересов и коммуникаций Европы и Азии, формирование общего оборонного пространства.
Процесс единения Беларуси и России происходит в условиях дальнейшего обострения геополитического противоборства в мире. В современной международной обстановке геополитическая значимость нашего Союза еще в большей степени возрастает. Скорейшее развитие Союзного государства будет способствовать созданию условий для формирования многополярного мира, обеспечению стабильности и безопасности на евразийском континенте. Сегодня Беларусь является самым последовательным и надежным союзником России в отстаивании ее национальных интересов на международной арене, обеспечении безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В силу особого геополитического положения Республика Беларусь является своеобразным геополитическим мостом между Европой и Азией, наличие которого существенным образом укрепляет позиции России как великой евразийской державы.
Не является секретом, что любые попытки сближения и объединения народов бывшего Советского Союза встречают жесткое противодействие наших западных геополитических конкурентов. Все годы становления Союзного государства Беларуси и России осуществляется его целенаправленная дискредитация. В первую очередь это касается Беларуси, в отношении которой предпринимаются беспрецедентные шаги по дискриминации ее политического и экономического курса, осуществляется постоянное давление на руководство суверенной республики.
«Стран в мире, которые пользуются суверенитетом, немного. Хотя они и суверенны, но их внешняя политика зависит от других государств. В этом плане Беларусь – уникальная страна: она маленькая, но проводит независимую, самостоятельную политику. За это Беларусь и расплачивается, за это ее и бьют. Россия и впредь будет поддерживать Беларусь на международной арене», - подчеркнул 24 января в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин.
Как отмечалось в недавнем заявлении МИД Российской Федерации, Россия не может согласиться с утверждением, что Беларусь является некой проблемной зоной в плане демократии. Любые шаги в содействии развитию демократических процессов в Беларуси, как, впрочем, и в других странах, должны быть адаптированы к местным реалиям. Навязывание неких универсальных схем не ведет к укреплению демократии и становлению единой Европы без разделительных линий. Настойчивые же попытки «гибко», в обход белорусской власти финансировать политические процессы в Беларуси, отмечает МИД Республики Беларусь, не только не вписываются в уважение суверенитета, такого рода финансирование «с черного хода» просто незаконно.
Фактически продолжаются предприниматься шаги по воплощению в жизнь старого проекта создания вокруг России буферной зоны – Черноморско-Балтийского санитарного кордона. Недавнее подписание в Киеве нынешним политическим руководством Украины, Грузии, Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии и Польши Декларации о создании Сообщества демократического выбора (СДВ) свидетельствует об этом весьма явственно. Собственно, создатели этой организации и не скрывают, что главный ее смысл – противодействие России.
Беларусь же остается единственным государством, которое не вошло в состав буферной зоны, уже опоясавшей западную часть России. Таким образом, «санитарный кордон» разорван в самом центре, в Беларуси, то есть там, где проходит главный геостратегический маршрут на Россию. Именно поэтому, как откровенно пишет, в частности, польская печать, после задачи укрепления «свежей независимости Киева» следующий шаг Запада состоит в «подготовке почвы для оранжевой революции в Минске». Потому что, как считают определенные круги в некоторых европейских столицах, «Россия без Беларуси – лучше, чем Россия с Белоруссией». Впрочем, как отмечает Президент Беларуси Александр Лукашенко, в отношении Беларуси подобные планы постоянно дают сбой. И это не случайно: для реализации таких планов в Беларуси нет ни экономических, ни социально-политических предпосылок.
В складывающейся геополитической обстановке на постсоветском пространстве Россия не может не действовать целенаправленно, последовательно и решительно.
По Договору о создании Союзного государства его внешнеполитическая деятельность осуществляется в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций и строится на основе уважения норм международного права, соблюдения основных прав человека и гражданина, приверженности делу укрепления мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире.
Среди основных направлений внешнеполитической деятельности Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней политики, связанных с осуществлением Договора, принятие в состав Союзного государства других государств, взаимодействие в международной сфере по военным и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с бывшими республиками СССР в рамках СНГ и ЕврАзЭС, участие в обеспечении стабильности и безопасности на евразийском континенте и в мире.
В общем, как было отмечено на заседании Высшего Госсовета Союзного государства в Санкт-Петербурге: внешнеполитическое сотрудничество России и Беларуси сохраняет многоформатный характер и нацелено на укрепление наших позиций в международных делах. В том числе в вопросах региональной стабильности, в борьбе с национальными и мировыми угрозами, такими, как терроризм, транснациональная преступность и наркотрафик.
Союзное государство может также предложить мировому сообществу грандиозный проект создания мощного транспортного коридора из Западной Европы через Беларусь и Россию в Юго-Восточную Азию. Современная межконтинентальная транспортная сеть способна круто изменить жизнь четырем с лишним миллиардам людей. И изменить, безусловно, к лучшему.
Ведь сегодня ежегодный товарооборот между Европой и Азией составляет более 600 миллиардов долларов. Объем грузопотока только между Европой и странами Юго-Восточной Азии - более 250 миллиардов долларов ежегодно. Это миллиарды тонн грузов. Они идут преимущественно морским путем (через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море). Товарооборот постоянно увеличивается и будет, по прогнозам специалистов, и в дальнейшем неуклонно возрастать.
Однако пропускная способность Суэцкого канала ограничена. Вообще морской транспорт имеет некий предел грузоперевозок по количеству судов и по тоннажу. К тому же путь из Азии в Европу через Беларусь и Россию намного быстрее и дешевле, чем по морям и океанам. Поэтому у нас есть возможность получать колоссальные деньги от транзита грузов. Россия в последнее время ежегодно получает от переброски зарубежных товаров по ее территории один миллиард долларов. Много это или мало? Сумма вроде бы внушительная, но ежегодные транзитные доходы Советского Союза составляли 15 миллиардов долларов. И Россия, и Беларусь могут значительно увеличить свои транзитные доходы.
С другой стороны, строительство транспортного коридора - это долговременная программа занятости для миллионов человек в Беларуси и России. Ведь транспортный коридор в наше время - не просто автодорога и железнодорожная ветка, это совокупность целой сети и автомобильных, и железных дорог, и линий электропередачи, и газопроводов, и всей сопутствующей инфраструктуры: заправочные станции, автомастерские, терминалы, гостиницы, пункты питания. Это, в конце концов, целые поселки и города.
У русского драматурга Александра Островского есть пьеса, в которой два купца размышляют о том, выгодно ли вкладывать деньги в постройку "чугунки" - железной дороги? В конце дискуссии один из купцов делает вывод: "Я бы капиталом как рассудил - строить трактиры и дворы постоялые, а то и дома доходные вдоль дороги-то. Люд "чугункой" кормиться будет, оседать по ней, им есть, пить и спать надо ведь. Вон в Верхнем Низовске как "чугунку" строить стали, так одних мастеровых пять тыщ нагнали. А как вагоны туда-сюда погонят, так народу еще больше станет"...
Есть крылатое выражение: «Америку построили вдоль дороги». Для экономики Союзного государства строительство транспортного коридора также может стать локомотивом. Я даже считаю, что в каком-то смысле это проект номер один для развития Союзного государства.
Это не просто благие пожелания. Мы уже провели переговоры с рядом крупнейших немецких, итальянских, французских корпораций. Они готовы создать консорциум по строительству транспортного коридора Брест-Минск-Смоленск-Москва-Екатеринбург и дальше. У меня на столе в рабочем кабинете лежат конкретные обоснования проекта. Рабочие – белорусские и российские, обслуживание – тоже, финансы – зарубежные. Предполагается, что этот проект стоимостью 500 миллиардов евро будет полностью финансироваться зарубежными инвесторами: ни копейки бюджетных денег не понадобится!
В «Транспортной стратегии Российской Федерации» на предстоящие десятилетия, утвержденной Правительством России, отмечается: «Интеграция России в мировую экономику и диверсификация внешней торговли требуют адекватной перестройки транспортной инфраструктуры, реализации потенциала России как транзитной державы, повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и развития экспорта транспортных услуг». Темпы развития отечественной экономики, общественных преобразований и национальная безопасность напрямую зависят от состояния и динамики развития транспортной системы страны. Развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество. Хорошие дороги для России – не предмет дискуссий, а жизненная необходимость. Поэтому проект строительства транспортного коридора из Европы в Азию через Беларусь и Россию крайне актуален.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Так образно оценивал сто лет назад геополитическую обстановку в мире Редьярд Киплинг. И Восток, и Запад сегодня так же находятся на своих местах на глобусе, но вот отношения их меняются. И Азия, и Европа ставят перед собой сегодня новые задачи: они стремятся к активному развитию экономических связей. Они заинтересованы друг в друге, а значит – в формировании нового, евразийского, геополитического пространства. Идеи евразийства всегда были понятны и присущи россиянам. Ведь Россия - не только Запад, но и Восток, не только Европа, но и Азия, она сама по себе и есть - Евразия. Именно здесь - перекрестье интересов и дорог Запада и Востока. Совершенно ясно, что тот, кто будет контролировать и развивать эти дороги и пути – тот и будет устанавливать правила игры. Союзное государство Беларуси и России с построением современного межконтинентального транспортного коридора получит дополнительную свободу маневра и усилит свой геополитический вес.
С усилением Союзного государства Беларуси и России неизбежно усилятся интеграционные процессы на всем постсоветском пространстве. Как известно, "политика - это концентрированное выражение экономики". Именно экономика диктует свои правила игры, и политикам никуда от этого не деться. Неоднократно говорил и повторю еще раз: убежден, что в перспективе восстановится единство всего постсоветского пространства.
Дело в том, что движущей силой интеграции, с моей точки зрения, являются макроэкономические законы. Современные экономисты утверждают: в наше время внутренний рынок должен состоять не менее чем из 300 миллионов потребителей. Это фундаментальный макроэкономический закон; только тогда действительно эффективно работает рынок, успешно развиваются все отрасли экономики, в том числе автомобилестроение, самолетостроение, кораблестроение и другие мощные комплексы. Если нет 300 миллионов жителей, значит, каких-то отраслей просто не будет, значит, неизбежна определенная однобокость экономической структуры. Конечно, в условиях глобализации и всеобщего обмена можно существовать и так, но динамично развиваться и обеспечивать своим гражданам достойную жизнь - нет. Вот почему объединяется Европа, вот почему между США и Канадой практически нет границ. Сегодня объединяются в союзы и государства Азии, и Африки, и Латинской Америки. Все объединяются, и это - следствие макроэкономических законов. Поэтому на постсоветском пространстве Новые Независимые Государства неизбежно будут, по крайней мере экономически, объединяться. В перспективе обязательно восстановится единство всего постсоветского пространства. Могут остаться президенты, гербы, гимны, флаги, другие атрибуты суверенитета, но экономическое единство будет восстановлено.
И здесь 2006 год, с моей точки зрения, будет решающим. Союзное государство Беларуси и России – это как раз та самая экономическая и политическая модель, по которой могут быть выстроены объединительные процессы между странами, не так давно составлявшими единое евразийское целое.