Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Проект китайско-киргизско-узбекской железной дороги может нанести ущерб безопасности России

Первый вице-премьер-министр Киргизии Аалы Карашев на заседании межправительственной китайско-киргизской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое завершилось 2 августа в Пекине, предложил форсировать реализацию проекта строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан (ККУЖД), а также открыть в республике филиалы крупных китайских банков. Эксперты считают: если дорога будет построена, она поставит крест на военном, экономическом и культурном присутствии России в Киргизии. По их мнению, дорога может угрожать безопасности РФ.

Первый вице-премьер-министр Киргизии Аалы Карашев на заседании межправительственной китайско-киргизской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, которое завершилось 2 августа в Пекине, предложил форсировать реализацию проекта строительства железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан (ККУЖД), а также открыть в республике филиалы крупных китайских банков. Эксперты считают: если дорога будет построена, она поставит крест на военном, экономическом и культурном присутствии России в Киргизии. По их мнению, дорога может угрожать безопасности РФ.

Проект строительства железной дороги из Китая в Узбекистан через территорию Киргизии обсуждается с середины 90-х годов. Однако с мертвой точки дело сдвинулось недавно, когда между правительствами Киргизии и Китая была достигнута договоренность в формате «инвестиции в обмен на ресурсы». Эта схема предполагает передачу месторождений полезных ископаемых в качестве вклада Киргизии в уставной капитал совместного предприятия по строительству железной дороги. Такое неоднозначное предложение было воспринято в Киргизии двойственно. Президент Алмазбек Атамбаев заявил, что «за теми политиками, которые выступают против строительства данной железной дороги, стоят интересы некоторых государств».

«У нас должна быть эта железная дорога. Когда она будет построена и будут связаны север и юг страны, тогда Киргизия будет единой. Председатель КНР Ху Цзиньтао одобрил этот проект. Узбекистан, я думаю, тоже должен одобрить. Его необходимо реализовать в ближайшие 4–5 лет. Нам необходимо брать деньги в долг под конкретные проекты, такие как подстанция и железная дорога, и после реализации данных проектов экономика будет развиваться, и мы сможем в кратчайшие сроки отдать кредиты», – сказал он («Независимая газета», 3.08.2012).

Под «некоторыми государствами», по мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества (РФ) Александра Собянина, президент Атамбаев имел в виду Россию.

Собянин обратил внимание на официальное название этого проекта. «В китайском варианте железная дорога фигурирует под названием китайско-узбекская железная дорога, и не предполагается никакого соединения юга и севера Киргизии. Речь идет о соединении западной столицы Синьцзян-Уйгурского автономного округа Кашгара с узбекским Андижаном», – сказал Собянин. И только в Бишкеке ее называют китайско-киргизско-узбекской.

«Ключевым является вопрос о том, какой стандарт железнодорожной колеи будет выбран для этой дороги. Дело в том, что Поднебесная настаивала на том, чтобы дорога имела европейскую ширину колеи – 1435 мм, в то время как российский стандарт, общий для всех постсоветских государств, а также для Словакии, Финляндии, частично Афганистана и Ирана – 1520 мм. «Бишкек в своей внутрикиргизской возне может нанести непоправимый ущерб безопасности России. Причем не интересам России в Центральной Азии. Колея 1435 резко ухудшит ситуацию с обеспечением национальной безопасности в Сибири, Поволжье и на Урале. Если появляется китайская колея, то автоматически появляются китайская безопасность, китайские военные. Это не вопрос киргизско-российских отношений, это вопрос будущего самой России», – считает Собянин. В дальнейшем эта китайская дорога становится частью европейских проектов железных дорог из Китая в Европу через Иран и Турцию, в обход России.

По мнению казахстанского политолога Марата Шибутова, «попытка обманом, хитростью и политическим напором ускорить через парламент и правительство Киргизии строительство ККУЖД может привести к ряду последствий. Прежде всего, к политическому кризису в самой Киргизии с отставкой кабинета министров Омурбека Бабанова. Во-вторых, без участия «Казахстанских железных дорог», госкомпаний и госбанков Казахстана ни один железнодорожный проект не состоится. «И наконец, вопрос железнодорожной колеи не может рассматриваться только в бизнес-плоскости. Это вопрос целостности и безопасности государств, которые подписались под договорами ОДКБ, ТС и ЕС», – сказал Марат Шибутов.