Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году (Видео)

Выступление Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П.: «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году».

Выступление Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П.: «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году».

18 января 2012 года было принято Послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году». Оно было подготовлено на основании изученных и рассмотренных судом материалов.

В послании отмечено, что формирование демократического социально-правового государства не возможно без права, не только закрепляющего достигнутый уровень отношений, но и выступающего в качестве вектора их цивилизованного развития.

Демократия и верховенство права – две взаимообусловленные и взаимосвязанные конституционные ценности. С демократией, основанной на Конституции, связана реализация таких конституционных ценностей, как законность, равенство, справедливость, права и свободы человека. Дальнейшее совершенствование конституционной демократии предполагает наполнение ее новыми формами и содержанием, отвечающими потребностям развития белорусского общества и государства на современном этапе.

В демократическом государстве, основанном на верховенстве правила разделения властей, важная роль принадлежит судебной власти, призванной через осуществление правосудия защищать конституционные ценности, прежде всего гарантированные конституцией права и свободы каждого человека и гражданина.

Роль конституционного правосудия в обеспечении защиты этих ценностей обусловлена общим функциональным предназначением Конституционного Суда – осуществлением согласно статье 116 Конституции контроля за конституционностью нормативно-правовых актов государства.

Деятельность Конституционного Суда в 2011 году была направлена на обеспечение верховенства Конституции, ее непосредственного действия, защиту конституционного строя и правопорядка, поддержания баланса интересов личности, общества и государства, формирования демократического социально-правового государства, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью.

Конституционный суд в 2011 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности рассмотрел 109 законов, в т.ч. 59 законов о ратификации международных договоров, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики до их подписания Президентом Республики Беларусь. Все проверенные законы признаны соответствующими Конституции. Это свидетельствует о том, что в законотворческом процессе используется системный подход, обеспечивается взаимодействие государственных органов по качественной подготовке законопроектов, законодатель проявляет должное уважение к Основному закону и исполнению его правовых положений.

При оценке конституционности норм законов в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный суд исходит из принципов и норм Конституции, выявленного конституционно-правового смысла проверяемых норм, в т.ч. с учетом признанных принципов и норм международного права. В результате Конституционный суд сформулировал в своих решениях около 30 правовых позиций направленных на обеспечение правовой определенности, законности, равенства и справедливости с целью недопущения неконституционной правоприменительной практики.

Правовые позиции Конституционного суда выступают своеобразным ориентиром для нормотворческих органов при принятии новых правовых норм, позволяют устранять противоречия, возникающие в законодательстве и правоприменительной практике, способствуют формированию целостного конституционно-правового пространства и обеспечению конституционной законности.

Также Конституционным судом исполнялись иные полномочия. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 года №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного суда Республики Беларусь» Конституционный суд наряду с осуществлением обязательного предварительного контроля Конституционности законов, наделен иными полномочиями. Так, по предложению Палаты представителей Национального Собрания изложена позиция Конституционного Суда о соответствии Закона Республики Польша «О карте поляка» общепризнанным принципам и нормам международного права. Конституционный Суд пришел к выводу, что положение некоторых норм данного закона не согласуется с такими общепризнанными принципами международного права, как принцип суверенного равенства государств и принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства.

При этом Конституционный Суд обратил внимание Палаты представителей на возможность с целью защиты интересов Республики Беларусь учета изложенной позиции при совершенствовании норм отдельных законов. На основании решения Конституционного суда Парламентом внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О государственной службе» и «Об общественных объединениях».

В отношении реализации Конституционным Судом иных полномочий предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь №14, Конституционный Суд отмечает, что соответствующих предложений от уполномоченных субъектов в прошедшем году не поступало.

Граждане и организации в условиях отсутствия в законодательстве Республики Беларусь института индивидуальной конституционной жалобы могут реализовать свое право на доступ к конституционному правосудию непосредственно обратившись к органам и лицам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности принятого законодательного акта. Такое право гражданам и организациям предоставлено в соответствии со статьёй 22 Кодекса о статусе судей.

В 2011 году в Конституционный Суд уполномоченные органы с предложениями о проверке нормативно-правовых актов в порядке последующего конституционного контроля не обращались. При этом к ним в течение года поступило 58 инициативных обращений граждан и организаций, в которых ставились вопросы о необходимости проверки отдельных нормативно-правовых актов в связи с наличием, по мнению заявителей, определенных проблем правового регулирования.

Ранее Конституционным Судом было инициировано предложение о внесении изменений и дополнений в национальное законодательство с целью четкой правовой регламентации процедуры косвенного доступа к конституционному правосудию через уполномоченных субъектов. В настоящее время завершается разработка проекта Закона «О конституционном судопроизводстве», которым предполагается установить четкую правовую регламентацию косвенного доступа граждан к конституционному правосудию через уполномоченных субъектов.

Конституционный Суд в своей деятельности использует и полномочия, направленные на выявление в законодательстве конституционно-правовых пробелов. При этом в ряде случаев такие решения Конституционный Суд принимал на основании обращений граждан. В 2011 году в Конституционный Суд поступило 837 обращений граждан и организаций, в которых содержались данные, свидетельствующие о противоречиях, пробелах и коллизиях законодательства и правоприменительной практики.

С целью защиты прав и свобод граждан Конституционным Судом приняты решения, направленные на устранение конституционно-правовых пробелов в сфере трудового, социального, уголовного, административного законодательства и законодательства о нормативно-правовых актах.

В связи с обращениями граждан принято решение Конституционного Суда от 24 октября 2011 года, в котором Конституционный Суд признал необходимым законодательно закрепить право работающего отца, других родственников ребенка, фактически осуществляющих уход за ребенком, на предоставление им отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет и в том случае, если мать ребенка является индивидуальным предпринимателем. Принято также на основании обращения граждан 21 октября 2011 года решение, которым Конституционный Суд признал необходимым внести в процессуально исполнительный Кодекс об административных правонарушениях изменения и дополнения в части определения понятия, состава и порядка взыскания процессуальных издержек и судебных расходов в административном процессе.

Хочу отметить, что в целом национальное законодательство позволяет решать стоящие перед государством задачи и обеспечивать гарантированные Конституцией права, свободы и законные интересы граждан.

Конституционный Суд отмечает в основном положительные результаты деятельности государственных органов и должностных лиц по реализации правовых позиций, сформулированных в решениях Конституционного Суда.

В прошедшем году исполнено более 10 решений суда. Так, например, на основании решения от 27 мая 2010 года внесены дополнения в Гражданско-процессуальный Кодекс регламентирующие порядок судебного обжалования осужденными к лишению свободы примененных к ним мер дисциплинарного взыскания. На основании решения от 4 марта 2010 года внесены дополнения в Налоговый Кодекс, предусматривающие порядок обжалования решений в вышестоящих налоговых органах, принятых по обращениям, связанным с вопросами разъяснения налогового законодательства.

Парламентом также учтен ряд правовых позиций, изложенных Конституционным Судом в ходе обязательного предварительного контроля конституционности законов.

Оценивая состояние конституционной законности в Республике Беларусь в 2011 году, Конституционный Суд считает, что в законотворческом процессе и правоприменительной практике в целом обеспечивается верховенство Конституции, создавался и реализовывался механизм более полного обеспечения прав и свобод граждан. При этом Конституционный Суд указал, что принцип верховенства права, нормотворчества и правоприменения выступает в качестве главного фактора обеспечения верховенства Конституции, утверждении конституционной законности и развития конституционной демократии. Верховенство права, как важнейшее свойство правового государства, включает необходимые элементы, которые имеют не только формальное, но и материальное значение. К этим элементам относятся: законность, правовая определенность, запрещение произвола, доступ к правосудию в независимых и беспристрастных судах, соблюдение прав человека, равенство всех перед законом.

Конституционный Суд считает, что безусловное соблюдение нормотворчества и правоприменения, конституционного принципа верховенства права позволит законодателю обеспечить стабильное, понятное и отвечающее современным требованиям законодательство, а правоприменителю эффективную защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В Послании отмечено, что принцип верховенства права в силу своей всеобщности является основополагающим и для международных отношений. В связи с этим акты межгосударственных образований и правоприменительная практика должны основываться на принципе верховенства права, которое в интеграционных объединениях утверждается посредством формирования наднационального права, ориентированного на гармоничное сочетание и баланс национальных интересов, универсализацию правовых стандартов, прежде всего, в области прав человека.

В пределах своих полномочий Конституционный Суд дал правовую оценку конституционности законов иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь, основываясь на принципе верховенства права с учетом всех его элементов. При этом указано, что неукоснительное следование принципу верховенства права в нормотворчестве и в правоприменении создает необходимое условие для формирования демократического социального правового государства, в котором возможно достойное развитие личности, осуществление прав и свобод человека и гражданина, обеспечение гарантий их реализации. В самом Послании, которое содержит 34 страницы, делается подробный анализ законов, которые были предметом рассмотрения в Конституционном Суде и сделаны соответствующие оценочные концептуальные выводы о состоянии конституционной законности.

Конституционная законность – это такое состояние общества и государства, когда реально обеспечивается верховенство права, органы государственной власти и граждане исполняют конституционные права и обязанности, и, безусловно, в нормотворчестве и правоприменении осуществляется принцип верховенства права. Сегодня верховенство права это не красивая фраза – это наш конституционный принцип, который необходимо реально обеспечить в нормотворчестве и правоприменении.