Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

ОВОС и ныне там…

Беларусь и Россия гарантируют полную безопасность и качество атомной электростанции, подготовка к строительству которой идет на северо-востоке Беларуси. Но желает ли Литва слышать правду? Белорусский город Островец, расположенный в Гродненской области неподалеку от границы, разделяющей страны Союзного государства и ЕС, в минувшую субботу воочию оценил специфику пограничного состояния

Беларусь и Россия гарантируют полную безопасность и качество атомной электростанции, подготовка к строительству которой идет на северо-востоке Беларуси. Но желает ли Литва слышать правду? Белорусский город Островец, расположенный в Гродненской области неподалеку от границы, разделяющей страны Союзного государства и ЕС, в минувшую субботу воочию оценил специфику пограничного состояния. Противоречия между политическими амбициями и здравым экономическим расчетом достигли в прохладно-кондиционированном зале Информационного центра дирекции АЭС не меньшего градуса, нежели августовская жара на улице. Именно так можно описать процедуру обсуждение отчета об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) будущей Белорусской атомной электростанции с представителями общественности Литвы. Однако рационально объяснить причины литовской настороженности не представляется возможным. Впрочем, настороженность эта была свойственна скорее тем, кто в Островец предпочел не явиться.

С открытой душою

Следует отметить, что условия для литовской стороны по стемени открытости были созданы поистине беспрецедентные. Текст отчета ОВОС был заблаговременно размещен на веб-сайтах Дирекции строительства АЭС и посольства Беларуси в Литве, причем на трех языках – английском, литовском и русском. Для всех желающих принять участие в обсуждении представителей литовской стороны посольство Беларуси в Литве оперативно оформило бесплатные визы, а Дирекция строительства АЭС обеспечила перевозку специалистов, ученых и общественных активистов из Литвы в Островец и обратно. Даже начало мероприятия было задержано почти на час – один из автобусов, доставлявших участников слушаний из литовского города Висагинас, задержался в пути. А начинать слушания без всех заинтересованных в них белорусская сторона сочла некорректным.

И это, увы, отнюдь не общемировая практика. «Хотелось бы, чтобы уровень проведения этого мероприятия с выделением бесплатных виз, доставкой к месту проведения самих слушаний взяли на вооружение и сопредельные страны, – говорит председатель белорусского общественного объединения «Экологическая инициатива» Юрий Соловьев. – Потому что нам довелось наблюдать и другую ситуацию. Например, когда белорусские экологи хотят высказать свою позицию по поводу строительства Висагинской станции, им не то что бесплатных виз не дают, а останавливают на границе и заворачивают обратно».

«Атомный бойкот» провалился

Возможно, в некоторой степени подобный режим открытости был призван опровергнуть кликушеские заявления ряда «демократических» интернет-изданий о том, что общественные организации Литвы якобы приняли решение о бойкоте слушаний. Сообщалось, в частности, о требовании партии «Литовский союз крестьян и зеленых» не участвовать в островецком мероприятии, провести подобные слушания на территории Литвы – и вообще остановить строительство АЭС. К досаде литовских «зеленых», подобная инициатива также оказалась скорее зеленой, нежели зрелой: на слушаниях в Островце присутствовали 190 человек, 102 из которых были… представителями общественных организаций и СМИ Литвы.

Несостоятельными оказались заявления и о некорректности места проведения слушаний. «Беларусь уведомила все заинтересованные стороны и провела все необходимые процедуры, предусмотренные конвенцией Эспо, – подчеркнул первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Виталий Кулик. – С Литовской Республикой эти мероприятия также проводились. В 2010 году общественные обсуждения по предварительному обсуждению ОВОС проводились в Вильнюсе, позже в Минске – консультации по уточненному отчету. Однако литовские власти обратились в комитет конвенции с заявлением, что Беларусь нарушила требования конвенции и провела лишь предварительные слушания, но не провела окончательные. Мы направили предложение об окончательных слушаниях в Литву, но ответа не было. Тогда мы перевели уточненный ОВОС на литовский язык и отправили его в письменном виде. Но литовская сторона, по нашим данным, даже не ознакомила свою общественность с этим отчетом, а сослалась на свою занятость в связи с председательством в ЕС. Поэтому мы разместили свой отчет в интернете и решили провести обсуждение ОВОСа непосредственно в Островце».

«Наше мероприятие носит открытый формат, поэтому в зале не только специалисты, но и все желающие граждане Беларуси, заинтересованные в обсуждаемой теме, – подтвердил заместитель председателя Островецкого райисполкома Виктор Свило. – Для собрания выделена лучшая площадка района, мы намерены и впредь оказать максимальное содействие нашим гостям». Кстати, регламент предусматривал как выступления всех желающих, так и вопросы зала – и письменные, поданные заблаговременно, и спонтанные устные. Причем как на русском, так и на литовском языках. В гуле оживленной и весьма конструктивной дискуссии, а также в аплодисментах, периодически взрывающих зал, утверждения о заданности или инсценировке организованного белорусской стороной мероприятия с треском провалились.

Сомнительный имидж против российского качества

«В политическом смысле Литва взяла курс на энергетическую независимость и обеспечение энергетической безопасности, понимая ее таким образом, что влияние России в энергетической сфере региона необходимо сократить, – комментирует происходящее эстонский эксперт, продекан факультета международных отношений Евроакадемии Леонид Карабешкин. – Появление атомной станции в Беларуси и в Калининграде не вписывается в литовскую политическую канву. Соответственно, необходимо каким-то образом конкурентов если не совсем убрать, то, по крайней мере, затруднить им процесс строительства мощностей. Есть и психологический фактор, связанный с вытекающими из литовского проекта АЭС неудачами. Поэтому для Литвы если не затруднить реализацию таких же проектов в соседних странах, это будет большой удар по имиджу».

Позиция Литвы по вопросам строительства будущей Белорусской АЭС связана не столько с экологией и безопасностью, сколько с политическими моментами, считает и Юрий Соловьев. «Учитывая тот факт, что белорусский атомный проект стартовал, причем стартовал удачно, в отличие от литовского, здесь все-таки первостепенный не вопрос экологии и безопасности, а вопросы политики. Надо признать, что в отличие от Висагинской станции в Литве, судьба которой не ясна, в Беларуси атомный проект будет реализован. Соответственно конкуренция на рынке электроэнергии, куда войдет новый мощный игрок, усилится, а это нравится далеко не всем. Тем более, что атомные объекты, построенные российскими специалистами и функционирующие не только в Российской Федерации, но и по всему миру, включая страны Евросоюза, удостаиваются высокой оценки зарубежных специалистов и экспертов».

Иначе и быть не может. Отвечая на вопрос представителя литовской общественности относительно качества строительства, заместитель министра энергетики Михаил Михадюк сообщил, при возведении АЭС генеральный подрядчик и генеральный заказчик применяют специальную автоматизированную систему контроля качества, которая предполагает четкое соблюдение всего технологического регламента и делает невозможным переход к новому этапу строительства и монтажа оборудования без выполнения и подтверждения параметров качества по связанным с ним предыдущим этапам. «Мы с генеральным подрядчиком ОАО «НИАЭП» – ЗАО «АСЭ» договорились изначально, что если хоть один субподрядчик допускает в чем-то брак или не выполняет хоть одно условие контракта, то сразу же покидает проект навсегда», – подчеркнул Михаил Михадюк.

Атомные перспективы

Не потому ли даже в Литве сегодня немало и тех, кто весьма заинтересован в создании новой атомной электростанции в Беларуси? «Одна из литовских строительных компаний обратилась к нам с просьбой об участии в процессе работ по созданию БелАЭС, – рассказал Михаил Михадюк. – Но поскольку генподрядчик у нас определен, это нижегородская инжениринговая компания, литовской мы предложили участвовать в создании инфраструктуры станции на правах субподряда. И ее это устроило. Мы приглашаем и другие компании Литвы – причем работать как на возведении электростанции, так и на иных объектах Беларуси».

Кроме того, в Беларусь передано уже около двух сотен анкет от бывших сотрудников Игналинской АЭС. «Мы будем с ними работать, – сообщил Михаил Михадюк. – В ближайшее время приступим к набору эксплуатационного персонала для БелАЭС и по мере необходимости будем рассматривать поступающие предложения. Как вы все понимаете, в случае с атомной станцией работа с кадрами и персоналом требует особой тщательности».

Что же говорить о жителях самого Островца, то их заинтересованность в появлении подобного объекта и вовсе не вызывает сомнения. В городе не первый год ведется интенсивное жилищное строительство за счет средств госбюджета, а участки под предприятия продаются с аукциона, и их популярность весьма высока у инвесторов. Сегодня цена сотки земли здесь дороже, чем в областных центрах, и приближается к минской, поскольку участки под предприятия здесь продаются и сдаются в долгосрочную аренду через аукцион. Кроме того, новая АЭС, еще даже не построенная, позволила бывшему городскому поселку не только стать городом, да еще и единственным в Беларуси атомоградом, но и преодолеть буквально за несколько лет цивилизационный отрезок развития сразу трех веков. Да-да, именно так. Новые магазины, рынок, автостанция, ресторан, гостиница, появившиеся здесь за последние два–три года – это только то видимое, что дала Островцу будущая АЭС. Но она же – детище XX и XXI веков – принесла сюда некоторые изобретения позапрошлого столетия: лифт и светофор. Ну не было в отдаленном приземистом поселке ранее нужды в этих «благах цивилизации»! А с 1 августа года нынешнего здесь появился и первый городской автобусный маршрут.

Мелочи, скажет кто-то. Но разве не с них начинается любое большое дело? И разве не в пренебрежении мелочами кроется неудача любого самого грандиозного проекта? Впрочем, Белорусской атомной электростанции такая перспектива не грозит. Потому что Беларусь совместно с Россией уделяла самое пристальное внимание любому мало-мальскому аспекту атомного строительства. Потому что это вопрос не только имиджа – это вопрос будущего. И Союзного государства, и мировой энергетики, и каждого из нас.

Максим ОСИПОВ.

Фото автора.