01.06.2021
У известного режиссера белорусского анимационного и игрового кино Елены Туровой, дочери ещё более знаменитого советского кинорежиссера, народного артиста СССР Виктора Турова, всегда неплохо получалось писать. Филолог по образованию, она в конце 80-х с красным дипломом БГУ пришла на студию «Беларусьфильм». Планировала стать редактором, но, несмотря на громкую фамилию и высшее образование, взяли только в ассистенты режиссера-мультипликатора, куда можно было устроиться и так, сразу же после школьной скамьи. Однако отступать было не в её характере, и вскоре первый анимационный фильм Елены под названием «Иллюзион» уже собирал свою аудиторию у телеэкранов.
Дальше – больше: в 90-е годы на «Беларуси» выходят рисованные 10-минутные короткометражки, где Елена Турова выступает и как сценарист, и как режиссер-постановщик. И неважно, что адресованы они преимущественно детям, это обстоятельство в дальнейшем как раз станет определяющим в ее творческом кредо, позволит окрестить её «доброй волшебницей» возрожденной белорусской сказки. А все потому, что в тяжелейшее для киноиндустрии постперестроечное время она станет одной из тех, кому на родной студии удастся возродить жанр детского развлекательного кино. В «пику» некогда снискавшим безумную популярность «Приключениям Буратино», «Красной Шапочке» и «Питеру Пену», а точнее, в продолжение их традиций, начиная с 2004 года на главной республиканской кинофабрике выйдут новые сказки - «Новогодние приключения в июле», «Рыжик в Зазеркалье», «Киндер-Вилейское привидение». Все они – плоть от плоти творческой мысли и полета фантазии Елены Туровой, во всех этих работах – ее бессонные ночи и душа.
Кстати, соотечественники Елену Викторовну знают не только как режиссера и сочинителя волшебных историй формата «0+», долгое время она выступала как поэт-песенник, являясь автором шлягеров белорусских поп-звезд. Александр Солодуха, Анжелика Агурбаш, Ядвига Поплавская и Александр Тиханович – у всех у них в репертуаре имелись песни на стихи Елены Туровой.
И все-таки главное в копилке её достижений на сегодня – это книги. Как признается сама Елена Викторовна, в киноиндустрии режиссеры чаще не хозяева, а только исполнители, которые даже не могут презентовать свои фильмы. Как и песни – это результат коллективного творчества, где многое, если не всё, зависит от артиста. А вот полиграфические издания – сказки, притчи и те же стихи, облеченные в книги, - всегда с ней.
Елена Турова давно и плодотворно сотрудничает с издательским домом «Звязда» (бывшее издательство «Літаратура і мастацтва»), благодаря которому в формате полноценных художественных произведений были выпущены ее киносказки. И эта дружба продолжается: весной этого года полиграфисты «Звязды» подготовили к печати очередную серию поучительных историй от главной белорусской «волшебницы» под названием «Туфелька, полная незабудок», знакомясь с которыми, наше младшее поколение наверняка найдет для себя что-то весьма важное и поучительное.