28.11.2018
Первый день знакомства журналистов с регионом прошёл под знаком истории и культуры. Программа организованного Постоянным Комитетом Союзного государства при поддержке МИА «Россия сегодня» мероприятия началась с обзорной экскурсии по Пскову, главной частью которой стало, разумеется, посещение псковского Кремля. Псков – один из древнейших русских городов, в летописях он впервые упоминается в 903 году, однако упоминается он как уже сложившийся крупный город с развитой военной и гражданской инфраструктурой.
В «Повести временных лет» рассказывается, что в 6411 году от сотворения мира (по-нашему – 903) князь Олег, известный нам как «Вещий», привёз своему воспитаннику, молодому князю Игорю, сыну Рюрика, жену из Пскова по имени Ольга. Девушка была христианкой, и она прославлена Русской Православной Церковью в чине Равноапостольной святой, то есть потрудившейся на ниве распространения христианства не менее, чем первые апостолы. Так что в самом начале X века, когда ни о Москве, ни о Минске ещё никто не слышал, Псковом уже правил знатный княжеский род. Вообще же, археологические изыскания говорят, что люди в этом месте жили уже 2000 лет назад, а город тут появился не позже VII века нашей эры.
Псковскому Кремлю, или, как его называли в древности, «Крому», тоже не меньше тысячи лет. Связь времён тут, в древней крепости, ощущается как нельзя лучше. Достаточно просто прикоснуться к камню в кладке для того, чтобы ощутить дух древнего зодчего или камнетёса, работавшего на постройке этого чуда фортификационной архитектуры эпохи крестовых походов.
Именно памяти борьбы с крестоносцами был посвящён второй пункт программы, в ходе которого журналисты посетили величественный 30-метровый бронзовый монумент на горе Соколовка.
Установленный в 1993 году памятник представляет Князя Александра Невского, ведущего свою дружину к Чудскому озеру, на котором он одержал одну из величайших в нашей стране военных побед, известную как «Ледовое побоище». И хотя отсюда до места сражения – несколько десятков километров, разглядеть с вершины горы маленькую озёрную полоску нам удалось. А те, кто посмелее и посноровистее – залезли на пьедестал и потёрли у княжего коня левое копыто. Говорят, что это помогает в исполнении желаний.
Вторая половина дня полностью ушла на знакомство с Государственным мемориальным историко-литературным и природно-ландшафтным музеем-заповедником «Михайловское», также известным как «Пушкинский Заповедник». К сожалению, оказалось, что четырёх часов, отведённых на это программой, крайне мало. Подозреваю, что мало было бы и 10 часов, и суток… Если было бы возможно, я бы лично остался здесь на неделю, а то и больше. И тогда обязательно написал бы что-нибудь великое: так велико в этом месте магическое действие бессмертного таланта великого поэта.
Как рассказал нам перед началом экскурсии директор музея, лауреат Государственной премии РФ Георгий Василевич, заповедник поддерживает с Беларусью самую крепкую связь:
- К нам из Беларуси приезжают и семьи, и автобусные экскурсии, и делегации, представляющие разные области Республики. Псковская область стремится поддерживать добрососедские отношения с нашей западной соседкой. Жителям Беларуси важен культурный ландшафт, который, по сути, создан пером Пушкина… Я считаю своим долгом по возможности показывать то, что делает пушкинский заповедник, в Беларуси. Этим летом мы открывали очень хорошую, посвящённую пушкинской тематике выставку гениального графика XX века Василия Звонцова в Национальном художественном музее. Мы часто бываем в Полоцке, намечаются связи с Витебском, хотелось бы расширить связи на всю территорию Республики Беларусь. Как правило, мы проезжаем не только с выставками, но ещё и с мастер-классами. Например, учим людей писать, как Пушкин, гусиными перьями.
По словам Георгия Николаевича, последний проект родился после того, как сотрудники музея так и не смогли объяснить одному из юных посетителей значение слова «клякса». Но сотрудничество с Беларусью у «Пушкинского заповедника» отнюдь не ограничивается выездными выставками. Идёт оно и в обратном направлении. Так, в 2016 году на 8 праздниках, проходивших в Михайловском, выступал белорусский Национальный народный хор имени Г.И. Цитовича.
По территории заповедника (а территория немалая, несколько тысяч гектаров) нас сопровождал учёный секретарь Музея Эдуард Кузенёв. Человек, который, и это видно сразу, Пушкиным просто живёт. Он провёл нас по Михайловскому, показал домик легендарного директора «заповедника» Семёна Гейченко, флигель-кухню, флигель-баньку, хозяйский дом, в котором Пушкин обитал много лет, домик няни, Арины Родионовны, которую Пушкин называл «мамой», говоря, что «не та мать, что родила, а та, что вскормила».
Мы увидели тот самый дуб, в ветвях которого обитала русалка, липы, посаженные ещё дедом Александра Сергеевича 240 лет назад, аллею, по которой Пушкин гулял с Анной Керн, остров уединения посреди небольшого пруда, со скамейкой для размышлений. Эдуард Александрович отвёз нас в усадьбу ближайших (по прямой – 4 версты) соседей Пушкина Тригорское, с которой, возможно, поэт писал усадьбу Лариных в «Евгении Онегине». Здесь скучающий в «михайловской ссылке» поэт отдыхал душой в шумной и многолюдной компании семьи Осиповых и Вульфов, ставших его лучшими друзьями. В зале, где когда-то весёлое семейство устраивало дружеские посиделки с пением романсов и декламацией стихов, хранительница музея Рима Бурченкова преподнесла нам уникальный подарок: дала послушать настоящего механического соловья, выводившего умопомрачительные трели и развлекавшего своих хозяев долгими зимними вечерами полтора столетия назад.
И завершился наш день уже глубокой ночью (в Пскове темнеет рано) на могиле Пушкина у стены Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря. Поэт часто говорил, что хочет быть похоронен именно здесь, рядом с могилами своих ближайших родственников: родителей Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных, дедушки Осипа Абрамовича и бабушки Марии Алексеевны Ганнибалов и младшего брата Платона. Мраморный памятник, поставленный вдовой поэта, отнюдь не поражал своим величием. Он был небольшой, метра два в высоту, и достаточно скромный. И производил впечатление памятника не мёртвому, но живому человеку, находившемуся среди нас.
Валерий Чумаков, Псков
фото: Михаил Фролов