Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

04.10.2023

Автор: Александр ХОХЛОВ

Фото: Минобороны России

Оглушительный партизанский «Концерт» для врага

В октябре 1943 года завершился «Концерт» – вторая стадия уникальной стратегической операции советских партизан «Рельсовая война»

Постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны» ЦК компартии Белоруссии принял в июне 1943 года, 14 июля решение о проведении операции «Рельсовая война» утвердила советская Ставка Верховного Главнокомандования, и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к ее реализации. Масштабная операция проводилась одновременно на территории БССР, УССР и РСФСР. К участию в ней было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 000 бойцов. Подрывы рельсов и крушения поездов привели к хаосу на коммуникациях противника на оккупированных территориях СССР.

Положительные результаты «Рельсовой войны», в ходе которой значительно (на 35-40 процентов) снизилась пропускная способность железных дорог в немецком тылу, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск, привели к решению нанести по врагу еще один массированный диверсионный удар. Новая фаза операции планировалась под руководством знаменитого советского диверсанта Ильи Старинова и получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавших в своих рядах более 120 000 народных мстителей.

Целью «Концерта» стал массовый вывод из строя больших участков железных дорог в тылу восточного фронта немецко-фашистских войск, от Карелии до Крыма, затруднение оперативных перевозок войск, боевой техники и других материальных средств врага накануне предстоящего наступления советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. С задачей партизаны справились блестяще.

Основные силы народных мстителей начали действовать 25 сентября 1943 года, затем диверсии на путях без остановок продолжались до конца октября. Партизаны атаковали охрану железных дорог, захватывали железнодорожные перегоны, разрушали и минировали рельсы. В Белоруссии только за первую ночь проведения операции «Концерт» было взорвано свыше 15 000 рельсов. Немецкому командованию пришлось принимать чрезвычайные меры по усилению охраны дорог и их восстановлению. Для этого перебрасывались железнодорожные восстановительные батальоны из Германии и даже части с передовой линии фронта, а рельсы для замены взорванных партизанами везли со всей Европы.

Результаты тщательно спланированных и образцово выполненных партизанских операций по массовому подрыву рельсов были чрезвычайно эффективными. Особенно много было разрушено рельсов на таких участках, как Лунинец – Калинковичи (41 781), Псков – Дно (23 887), Полоцк – Молодечно (21 243), Ленинград – Псков (17 659), Могилев – Жлобин (15 074), Кричев – Унеча (12 204), Орша – Минск (7 982). Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя элементы путевого хозяйства.

Операция «Концерт» была прекращена по приказу из Москвы только из-за отсутствия взрывчатых веществ – советская военно-транспортная авиация не смогла продолжить поставки из-за надолго установившейся нелетной погоды. Несмотря на то, что задачи операции не были выполнены полностью, ее результаты были признаны Ставкой ВГК положительными. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в первой фазе операции «Рельсовая война», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии.

По оценке военных специалистов, действия российских, белорусских и украинских партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 000 авиационных бомб.