Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

11.10.2023

Автор: Анатолий МАКСИМОВ

Это наши горы – они помогут нам

80 лет назад завершилась битва за Кавказ

Кавказская битва стала вторым по продолжительности сражением Великой Отечественной войны после 900-дневной обороны Ленинграда – 442 дня. Бои проходили одновременно со Сталинградской и Курской битвами, сражением за Донбасс.

Для гитлеровцев Кавказ имел особое значение. Это нефть, газ, месторождение руд и самые удобные дороги в Иран и Индию. Грозненские, майкопские и бакинские нефтеносные районы обеспечивали порядка 90% добычи нефти в СССР. Грозный давал большую часть авиационного керосина. Регион также располагал стратегически важными для военной промышленности месторождениями вольфрамо-молибденовых руд, а с потерей украинских черноземов возросло значение Кубани и Кавказа в обеспечении страны продовольствием, особенно зерном.

– На кону стояли не только жизнь и существование Советского государства, но и всей Евразии. Гитлеровцы в ходе летней кампании 1942 года планировали захватить Сталинград, Грозный, Баку, выйти в Закавказье, чтобы соединиться с турецкими войсками, и далее наступать уже на Средний Восток, к Персидскому заливу, – отметил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков на круглом столе Москва – Ставрополь в ММПЦ «Россия сегодня».

По планам, которые были у Германии и Японии, их силы должны были соединиться в районе Индии. Евразия была бы поделена между ними. 

– Германия привлекла силы всей оккупированной Европы. На Сталинград, на Кавказ продвигались не только немцы, но и итальянцы, венгерские войска. Там были словацкие, хорватские части. В предгорьях Кавказа воевал румынский горно-стрелковый корпус, – рассказал Михаил Мягков.
Битва началась в июле 1942 года. Немцы нанесли удар по Южному фронту, потом оборонялся Северо-Кавказский фронт, пришлось отступить к предгорьям Главного Кавказского хребта. 

Старший научный сотрудник НИИ Военной академии Генштаба ВС РФ Алексей Исаев отмечает авантюристичность немецкой стратегии: «Она строилась на том, что советская оборона рассыплется под ударами двух немецких танковых армий. Колоссальные усилия прикладывались немцами и для того, чтобы вбить клин не только между русскими и населением Кавказа, но и в целом между сообществом кавказских народов. Но эти планы потерпели крах. Это стало ясно уже в сентябре 1942 года». 

Большую роль начала играть грамотно выстроенная оборона советских войск. Противник на Туапсинском направлении три раза пытался прорвать ее, выйти к Туапсе, чтобы «разрезать» нашу группировку и по Черноморскому побережью выйти в Закавказье. Но грамотная оборона не позволили сделать это. Например, под Новороссийском была почти полностью разгромлена румынская горно-стрелковая дивизия. В районе Грозного и Моздока противник также понес большие потери и был вынужден там остановиться.

– Один из символов битвы за Кавказ – Эльхотовские ворота – узкий проход, который наши упорно обороняли и тем самым сдержали превосходящие силы противника, – утверждает Алексей Исаев. 

После разгрома немцев под Сталинградом началось наше контрнаступление и на Кавказе. Войска Северо-Кавказского фронта вышли к «Голубой линии» – к сильно укрепленному рубежу вермахта, прикрывавшему подступы к Таманскому полуострову. Ее глубина была более 60 километров: это и 700 дотов, и колючая проволока, иногда в семь рядов. Сходу прорвать эту оборону было невозможно. 

Возникла оперативная пауза – лишь велись бои по улучшению позиций и активно действовала авиация. Летом 1943 года советское командование с целью освобождения Тамани стало готовить наступательную операцию. Ее замысел заключался в том, чтобы нанести внезапный комбинированный удар с моря и суши по Новороссийску, а затем развить наступление на Анапу и тем самым охватить с юга всю оборонительную систему вермахта на полуострове. Одновременно на севере Тамани должны были наноситься рассекающие удары. Успех столь сложной операции во многом зависел от четкого взаимодействия разных видов и родов войск, а также их тщательной и скрытной подготовки.

8 августа 1943 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал Лев Владимирский приказал своим подчиненным начать подготовку к предстоящей операции. Особое внимание он обратил на скрытность проводимых тренировок.

Кроме того, командующему ВВС флота он отдельно приказал обеспечить воздушно-десантную подготовку выделенного личного состава (1000 человек).

Подготовка к Новороссийско-Таманской операции проводилась в строжайшем секрете. В частности, как следует из данного документа, командующий войсками Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант (с 27 августа 1943 года – генерал-полковник) Иван Петров запретил вести переписку и радиопереговоры по вопросам предстоящего наступления – все сообщения передавались только при личном общении. Также была организована работа по дезинформации противника. Например, на правом крыле фронта активно работали радиостанции, демонстративно сосредотачивались корабли и суда Азовской военной флотилии, открыто проводилась тренировка по высадке десанта на побережье Азовского моря. 

Эти действия отвлекали внимание немцев от Новороссийска, где советские войска собирались нанести сразу несколько ударов по фашистской группировке в городе. Главный из них наносился с юга – с плацдарма «Малая земля». В центральную часть Новороссийска – в порт высаживался морской десант. С севера силами до двух дивизий наносился вспомогательный удар. Для выполнения этих задач привлекались силы и средства Черноморского флота, 18-й армии и 4-й воздушной армии. По замыслу операции после успеха под Новороссийском войска всего Северо-Кавказского фронта переходили в общее наступление с целью разгрома таманской группировки противника.

– Дерзкого броска наших войск прямо в порт Новороссийска немцы не ожидали, – отмечает Алексей Исаев.
 
17 августа 1943 года командующие 18-й армией и Черноморским флотом получили следующее распоряжение от командующего войсками Северо-Кавказского фронта: «Приступить к подготовке и тренировке войск к действиям по прорыву укрепленной полосы, посадке и высадке морских десантов <...>. 

Продолжать тщательно изучать характер обороны противника, группировку и замысел его <...>. С данным распоряжением ознакомить ограниченный круг лиц. По этому вопросу никакой переписки не вести и всю работу по подготовке войск и увязке взаимодействия проводить личным общением».

9 октября 1943 года Красная Армия в результате ударов с суши и высадки десантов с моря полностью освободила от немецких и румынских захватчиков Таманский полуостров. 

С этой победой планы фашистов по захвату богатейших хлебных районов, источников нефти были окончательно сорваны.

За время наступательных операций на Кавказе вермахт потерял около 275 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными. Советские войска уничтожили 890 танков, более двух тысяч самолетов, 2127 орудий, свыше семи тысяч автомобилей. В плен были взяты более шести тысяч человек, 458 танков, 1392 орудия, 1533 миномета, свыше 15 тысяч автомашин.

Очистив от оккупантов Тамань, Красная Армия вышла к Керченскому проливу. Освобождение Новороссийска, портов Таманского полуострова значительно улучшило базирование Черноморского флота и создало благоприятные условия для освобождения Крыма.