Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

22.03.2024

Автор: Виктор ДЕМИН

Мост между прошлым и будущим

Нечто объединяющее российские и белорусские регионы можно найти в самых неожиданных локациях. Даже на территориях, которые пока называют новыми российскими. Это те земли, что вошли в состав страны по итогам референдума в сентябре 2022 года. Казалось бы, что может связывать временную столицу Херсонской области, Геническ, и Оршу – первую белорусскую станцию после границы с Россией?

Оказывается, два населенных пункта связывает целый мост. Настоящий, железный. Он перекинут через пролив Тонкий и соединяет Геническ с Арабатской стрелкой – 100-километровой песчаной косой в северо-восточной части Крымского полуострова. Геническ – это небольшой городок на берегу Азовского моря, в нем живет около 20 тысяч жителей. Железный мост стал его визитной карточкой, туристическим брендом. Изображение пролетов над проливом Тонким можно найти на открытках, сувенирных кружках и магнитиках для холодильника. Однако многие, увозившие из Геническа эти магнитики, не подозревали, что еще до 1951 года мост стоял гораздо севернее. В белорусской Орше он соединял правый и левый берега Днепра.

Мост-конструктор

Мост, служивший в Орше и служащий в Геническе – интереснейший памятник европейского инженерного наследия. Сейчас его длина – 100 метров, хотя в Орше он был вдвое больше. Такие сборно-разборные мосты, которые словно конструктор собирались из типовых стальных деталей, были разработаны еще в Первую мировую австрийским инженером Фридрихом Ротом. Он работал в венской инженерной фирме «Waagner-Biro», которую основали австриец Вагнер и венгр Биро.

Мост собирался без единого сварочного шва, все элементы крепились массивными болтами и гайками. Сборка моста требовала минимума монтажной техники, к тому же не нужны были дополнительные опоры. Специальная подъемная установка, похожая на кран, продвигалась по мере сборки пролетов, создавалось впечатление, что мост строит сам себя прямо на весу. За день удавалось построить до 26 метров – для мостостроения это по-настоящему космическая скорость. Стоило это недешево, однако позволяло восстановить разорванные коммуникации.

В годы Первой мировой такая технология оказалась незаменимой: система Рот-Вагнер позволяла быстро восстанавливать разрушенные мосты, в том числе и железнодорожные. После заключения Версальского мира конструкции Рота-Вагнера пригодились при замене обветшавших деревянных мостов. Всего между мировыми войнами по всей Европе было выстроено четырнадцать таких мостов-конструкторов.

Кстати, фирма «Вагнер-Биро» существует до сих пор. Она принимала участие в строительстве купола над Бундестагом в Берлине, купола Британского музея, сцен для Сиднейской оперы и еще множества современных архитектурных шедевров.

Железнодорожный – автомобильный – пешеходный

Откуда мост-конструктор прибыл в белорусскую Оршу, сказать трудно. По одной версии, впервые его построили еще в 1915 году – шутка ли, больше 100 лет назад. До Второй мировой он стоял где-то в Европе, а в Беларуси появился через 27 лет, в 1942-м. Самая западная Советская Республика была тогда крепко придавлена фашистским сапогом. Отступая, Красная Армия всеми силами затрудняла врагу движение вперед. Саперы минировали и подрывали мосты, в том числе и переправу через Днепр и в Орше.

Фашисты оказались перед выбором: восстанавливать ли поврежденное строение? Но это было долго и дорого, к тому же даже в 1942-м уверенности, что закрепиться в Беларуси удастся надолго, не было. В то же время железная дорога была очень нужна, чтобы снабжать рвущиеся на Восток части вермахта.

Быстро возводимый сборно-разборный мост стал компромиссным решением. Благодаря конструкции Рота наладить железнодорожную переправу в Орше удалось быстро, поезда, стуча колесами и ухая гудками, помчались через Днепр. Белорусские партизаны, по возможности, пускали их под откос, но до моста, который немцы охраняли как зеницу ока, добраться никак не удавалось.

Так и простоял железный монстр до 1951 года. В 44-м Оршу освободили, поезда побежали через Днепр в другую сторону. Они снабжали наши передовые части, которые завершили операцию «Багратион», выбили фашистов из Польши и отпраздновали Победу в Берлине.

За 6 послевоенных лет железнодорожный мост в Орше восстановили, сборно-разборная конструкция стала не нужна. Вот и отправилась она под Херсон, благо два региона жили тогда в одной победившей фашизм стране.

А Геническу мост был нужен: на Арабатской стрелке активно шла добыча песка. До поры приходилось возить его грузовиками, с открытием моста объемы перевозок резко увеличились. Вагоны шли по железнодорожной ветке Валок – Геническ – Новоалексеевка. Два раза в день ходил пассажирский «состав» – паровоз с прицепленным к нему одним пассажирским вагоном. Местные называли его «кукушкой», на нем можно было добраться до поселков Арабатской Стрелки.

В качестве полноценного железнодорожного моста Вагнер-Рот эксплуатировали до 1968 года. Но потом карьеры закрыли, груженые вагоны перестали появляться на мосту. «Кукушка» ходила еще какое-то время, но в 1969 году шторм на Азовском моле серьезно повредил железнодорожное полотно. Остатки рельсов разобрали, на мосту уложили асфальт, с двух сторон поставили светофоры… Так мост стал автомобильным.

Однако и это продолжалось недолго. Вскоре в полукилометре открылся новенький автомобильный мост, через который пошла дорога на Стрелку. А видавшее виды творение Фридриха Рота превратилось в туристическую достопримечательность, стало любимым маршрутом прогулок влюбленных, местом рыбалки, купания и ныряния.

Спасти, нельзя демонтировать 

Сегодня даже не верится, что 9 лет назад мост в Геническе мог прекратить свое существование. 2015 год, власти города анонсировали демонтаж всей конструкции, шедевр должен был пойти на металлолом. Весть об этом взбудоражила местных предпринимателей и активистов, десятки людей поднялись на защиту уникального сооружения.

Мост-2.jpg
В конце августа 2016 года в Геническ отправился арт-культурно-исторический десант группы «Urban-COYC». Это неформальная компания, ребята занимались организацией перфомансов и мероприятий в стиле современного арта.

Активисты решили грудью встать на защиту железного памятника. Прежде всего они отправили официальный запрос в главный офис «Waagner-Biro» в Вене. И получили ответ: информации конкретно по этому мосту нет, однако конструктивно он идентичен мостам их производства. К ответу прилагались подробные технические описания с архивными фотографиями. Кроме того,  австрийцы прислали патентное письмо на «Сборные фермы», разработанные фирмой Waagner-Biro. Этому письму было больше 100 лет.

Этот ответ позволил развернуть широкую кампанию. Жители города учредили специальный праздник – День моста, он выпал на 8 октября. Сотрудники местного Дома культуры предложили промоакцию «Селфи с мостом: 100 лет – 100 селфи». Люди приезжали фотографироваться на фоне моста даже из Херсона и других городов. Лучшие селфи размещались на огромных цветных кубах, подвешенных между балками. Во время первого праздника моста фотографии на больших баннерах поместили даже на верхних фермах.

– Во время одной из акций мы попытались реконструировать сюжет фотографии 100-летней давности, – рассказывал один из участников акций по защите сооружения. – На той, старой фотографии на мосту, копии генического, стоит группа военных инженеров в разных позах. В качестве современных двойников пригласили мэра Геническа, сотрудников райадминистрации и руководителей коммунальных служб. У них это вызвало бурю восторга – никогда еще чиновники не приобщались к истории в такой необычной форме.

В рамках акций сотрудники Генического краеведческого музея читали лекции об истории моста, в местном Доме культуры выступали музыкальные коллективы и прошла выставка фотографий. В результате мост удалось отстоять. Чиновники отменили собственное решение о демонтаже: история моста и реконструкция столетней фотографии произвели на них большое впечатление.

Теперь в Геническе стальные пролеты Фридриха Рота называют не иначе как «мост в будущее». Это не просто фигура речи: местные жители связывают с ним надежды на развитие всего городка. Они призывают власти привести мост в порядок, сделать из него настоящий культурный объект, способный привлечь в город туристов. Пока Геническ оставался частью Украины, никаких движений в этом направлении не было. Но теперь город стал российским, и положение может измениться.