15.12.2008
В понедельник к берегам Сомали подошла военная эскадра -- восемь кораблей стран Евросоюза. Цель заявлена: нанести смертельный удар пиратам. Они кишат в Аденском заливе и уводят грузовые суда. Моряки, борт, контейнеры обмениваются на выкуп. Все просто и сложно. Чемодан с валютой дает пленникам свободу, но множатся грабительские нападения и беспределу нет конца.
Боевая ничья
Президент Франции Николя Саркози, председательствующий полгода в ЕС, был ярым сторонником вооруженной операции «Аталанта». Торопил и настоял на своем: «Мы не можем мириться с тем, что пиратство превратилось в настоящую индустрию».
Почему, однако, поход к Африканскому Рогу имел скандальную рекламу. Морских разбойников предупредили, и они умерили свой пыл -- отсиживаются в тихой гавани. Но и вошедший в территориальные сомалийские воды мощный патруль, как это ни парадоксально, не хочет огневого контакта.
Европейские фрегаты неохотно сбивались в «стаю». Государства ссылались на «пробелы» в своем законодательстве: не прописаны правила, как захватывать пиратов и судить их. Задержать можно лишь в считанные минуты, когда совершается абордаж. В Германии разгорелись споры, имеют ли матросы право арестовывать преступников, если на борту не находятся представители полиции. За этой казуистикой -- нежелание подставлять лоб. Демонстративный рейд должен напугать «ловцов удачи», но прямые столкновения связаны с риском. Европа разучилась играть в рулетку...
Россияне ведут себя более решительно. В конце октября сторожевик «Неустрашимый» прибыл в Аденский залив и стал сопровождать сухогрузы и танкеры, которым угрожают бандиты. Есть все для стремительной атаки: скорострельные пушки, вертолет и радиолокатор, отслеживающий пространство на большую глубину. Месяц назад пираты обстреляли датское судно и пытались подняться на борт. К счастью, поблизости оказался «Неустрашимый». Завидев нависший Ка-27, нападавшие поспешили уйти.
В обход и мимо
В одиночку не справиться с наследниками капитана Флинта. Они контролируют маршрут, по которому ежедневно проходит не менее 250 транспортов. Нефть с Ближнего Востока идет в Китай, Японию, США, а навстречу плывет сделанная по последнему слову техника. Индийский океан и Красное море всегда были в одной связке, но сейчас на грани разрыва.
Каждое десятое судно подвергается нападению. В прошлом году угнано около ста, а ныне -- примерно девяносто. Боевики хорошо оснащены. С кораблей-«маток» спускают скоростные катера, и штурм длится не более получаса. Безоружный экипаж не в состоянии оказать сопротивление и становится легкой добычей. Пиратов интересуют контейнеры -- их нетрудно спрятать и мгновенно продать. Бывают, однако, уникальные находки. Увели украинское судно «Фаина», которая везла целый арсенал: 33 танка, 150 противотанковых гранатометов, зенитные установки и горы боеприпасов.
Разбойный бизнес процветает. По скромным подсчетам захватчики получили в лапы 150 миллионов долларов. На перевозчиков ополчились банки: не хотят быть в убытке и увеличили страховые взносы в десять раз. Как остаться на плаву? Делить доход и с грабителями, и с банкирами...
Отработан новый маршрут: датчане направили 50 наливных судов вдоль Африки -- вокруг мыса Доброй Надежды. Эксперимент не сулит удачи. Во-первых, это стоит дороже. Перевозки увеличатся в среднем на 12 дней и стоимость вырастет на 30 процентов. Во-вторых, опасности не миновать. Пиратские группировки поддерживают между собой «родственную связь» и в различных странах -- от Египта до Англии -- имеют хороших осведомителей и наводчиков.
В середине ноября произошло драматическое событие. Крупнейший танкер «Супер Сириус», спущенный в марте со стапелей в Южной Корее, плавал под либерийским флагом, но доставлял в США четверть дневного экспорта Саудовской Аравии -- два миллиона баррелей. Имел большой габарит и не мог одолеть Суэцкий канал. Пошел в обход. Обогнул Африку и без всяких опасений бороздил Индийский океан. За 800 километров от Сомали пираты настигли борт высотой 33 метра. Захватили корабль стоимостью 150 миллионов долларов и не намного меньше было залито в танки. В плену остаются и контейнеровоз, и 25 моряков. Чем это кончится, никто не прогнозирует.
Ястреб без клюва
Виновато не море, а суша. Добытчики не могли бы действовать так дерзко, не имея наземных баз и причалов. В 1990-х в Сомали шла затяжная гражданская война. Ввергла жителей в нищету и голод. Совет Безопасности ООН принял решение направить в несчастную страну миротворческий контингент. В декабре 1993 года Джордж Буш-старший взялся утихомирить Сомали. «Никто не должен голодать на Рождество», -- эти слова стали визитной карточкой покидавшего пост президента. Но сменивший его в Белом доме Билл Клинтон попал впросак.
В октябре 1993 года 19 американских вертолетов «Черный ястреб» отправились «распотрошить» мятежников. В первые минуты боя две ястребиные машины были сбиты. Погибли восемнадцать пилотов и спецназовцев. Тела двух американцев несколько суток боевики таскали по улицам Могадишо на потеху толпе... Клинтон был поражен и сражен. По его приказу американские войска покинули Сомали, и край погрузился в хаос.
Не раз и не два посылали и отзывали миротворцев, но это порочный круг. Нынешние ооновцы сидят в своих лагерях и не высовывают носа. Столица не в их власти, а за пределами Могадишо показываться нельзя -- попадут под перекрестный огонь. Президент Сомали, премьер и министры вместе с парламентариями, которых неизвестно кто избирал, скрываются в Кении. Северную провинцию Пунтленд пираты превратили в свое государство. В портовом городе Эйль растут особняки, на улицах снуют шикарные лимузины, Ночи напролет гремит музыка в ресторанах. Флибустьеры гуляют, роскошь -- на показ. Местное население в восторге от хозяев и гостей -- что-то обламывается и бедолагам...
Суша против моря
Международное объединение «Интертанко» имеет 2900 танкеров -- 75 процентов наливных судов, и его глава Питер Свифт требует ввести блокаду сомалийского побережья. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что это невозможно. Может быть, впервые он прав: береговую ленту длиной в 4 тысячи километров никак не возьмешь под контроль. Если в Аденском проливе будут на постоянной основе не меньше 15 кораблей, пиратские рейды, возможно, пойдут на убыль, но угроз не избежать. Как сказал один из руководителей Европейского оборонного агентства Джонатан Малан, «охотиться за пиратами в океане все равно, что искать иголку в стоге сена». Тем более, что можно и наколоться.
Американская охранная фирма «Блэквейтер», в которой числятся десятки тысяч бывших морпехов, предлагает свои услуги: «Мы прекрасно подготовлены для защиты морской торговли». Перебор. Пока пираты имеют порт, наземные базы и свою вотчину, не будет покоя.
Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции, которые разрешают странам применять силу против бандитов в территориальных водах Сомали. Когда-то британцы пойманных корсаров вешали на реях -- высоко и на короткой веревке. Это ушло в прошлое. Сегодня ООН дает возможность всем, кто участвует в миротворческих операциях, судить преступников по своим законам. Легко сказать, но как это сделать? У пиратов есть надежные тылы.
Иного выхода нет: союзники должны высадиться на берег и восстановить разрушенное и разорванное на части государство. Согласия нет. Кто причастен к раздору и развалу, держит дистанцию. В прошлом году США создали Объединенное командование вооруженных сил в Африке, но не подкрепляют проект «Африком» собственными силами. Ждут, что европейцы расчистят плацдарм. Призывы не срабатывают. Море бушует, а суша молчит.
Игорь ЛИСТОПАД.