Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

США: Премия за банкротство

20 марта Палата представителей Конгресса США проголосовала за введение 90% налога на премии для сотрудников компаний, получивших свыше 5 млрд. долларов госпомощи. Подобные налоговые удержания распространятся на служащих, чей ежегодный доход превышает 250 000 долларов. Проект закона был предложен демократическим большинством палаты. Первоначально, республиканская партия выступила с резкой критикой инициативы, которая, по их мнению, призвана скрыть экономические просчёты новой администрации Барака Обамы. Тем не мене, во время голосования более половины республиканцев в Палате представителей согласилось на введение налога на премии. Поводом к этому стало желание «исполнить волю американского народа».

20 марта Палата представителей Конгресса США проголосовала за введение 90% налога на премии для сотрудников компаний, получивших свыше 5 млрд. долларов госпомощи. Подобные налоговые удержания распространятся на служащих, чей ежегодный доход превышает 250 000 долларов. Проект закона был предложен демократическим большинством палаты. Первоначально, республиканская партия выступила с резкой критикой инициативы, которая, по их мнению, призвана скрыть экономические просчёты новой администрации Барака Обамы. Тем не мене, во время голосования более половины республиканцев в Палате представителей согласилось на введение налога на премии. Поводом к этому стало желание «исполнить волю американского народа».

Введение экстраординарных удержаний было вызвано чередой скандалов, связанных с нерациональным расходованием госпомощи компанией American International Group ( AIG ). Неспособность новой администрации Белого дома приструнить руководство терпящего бедствие страхового гиганта, выразилась в пятипроцентном снижении рейтинга Барака Обамы во второй декаде марта. Французская « Le Monde » сообщает о том, что дело о выплате миллионных бонусов в AIG станет первым серьёзным испытанием для Барака Обамы. Ранее, коньком выступлений президента являлись регулярные напоминания о тяжёлой экономической ситуации, доставшейся ему в наследство.

Осенью 2008 года, страховая компания получила 80 млрд. долларов, а 79,9% акций AIG перешли под управление Федеральной резервной системы (ФРС). Новым исполнительным директором компании был назначен Эдвард Лидди, согласившийся на символическую зарплату в один доллар. Несмотря на оперативное финансовое стимулирование, по итогам минувшего года, AIG зафиксировала самые крупные потери, понесённые когда-либо американской компанией. Убытки составили 99,3 млрд. долларов.

Основные расходы пришлись на расчёты по кредитным дефолтным свопам. Компания прекратила финансирование большей части своих инвестиционных проектов, полностью отказалась от спонсорства спортивных мероприятий. Например, логотип AIG исчезнет с футболки английского клуба «Манчестер юнайтед». В январе 2009 года началась распродажа европейских и азиатских активов компании. Акции станового хребта американской страховой индустрии подешевели с 21 доллара в начале сентября (пик 72 доллара в июле 2007 года) до 3 долларов в октябре 2008 года и 40–44 центов в феврале 2009 года. Участники биржевых торгов в шутку относили их к полке с товарами, где «всё по цене 1 доллара».

На этом фоне, поведение высшего менеджмента компании вызывало у рядовых американских налогоплательщиков особое раздражение. За счёт компании, её руководители отдыхали на побережье Тихого океана, снимали фешенебельные отели для проведения торжественных приёмов и выписывали себе всё большие премии. На сегодня, общий размер госпомощи для компании составил 180 млрд. долларов. В марте, AIG рассчитывала получить чётвёртую по счёту финансовую инъекцию в размере 30 млрд. долларов. К середине месяца, акции страховой компании стали лидерами роста на американском фондовом рынке, поднявшись в цене на 230–240%. Участники торгов поверили в то, что AIG будет спасена государством, не считаясь с репутационными издержками.

16 марта 2009 года руководство компании было вынуждено обнародовать отчёт о расходовании федеральных средств. Оказалось, что на премирование топ-менеджеров, под управлением которых AIG погрузилась на дно, было зарезервировано порядка 450 млн. долларов. Накануне уик-энда 14–15 марта, 165 млн. долларов из этой суммы поступили на счета руководителей страховщика. Реакция общества не заставила себя ждать. В Вашингтоне прошли уличные акции протеста против выплат многомиллионных бонусов. Сенатор от штата Айова Чарльз Грессли предложил менеджерам умереть с честью, сделав себе харакири. После появления угроз в интернете в адрес AIG , компания рекомендовала сотрудникам отказаться от ношения на одежде корпоративной символики и, по-возможности, парковать автомобили в освещённых местах.

Барак Обама поручил министру финансов найти любые юридические инструменты для того, чтобы заблокировать премиальные суммы. В последнее время, налогоплательщиков мучил вопрос, почему президенту Обаме так поздно доложили о злоупотреблениях в AIG . В некомпетентности был обвинён министр финансов Тимоти Гайтнер, бывший глава Федерального резервного банка Нью-Йорка, сохранивший тесные связи с Уолл-стрит. Не к месту всплыла история о сокрытии министром финансов части своих личных доходов, интерпретированная Гайтнером, как следствие ненамеренных ошибок при заполнении налоговых документов.

По информации « The New York Times », вопреки заявлению исполнительного директора AIG Эдварда Лидди, Гайтнер сообщил, что не владел полной информацией о размерах премий руководству страховой компании. Президент США впервые был вынужден публично защищать действия министра финансов от критики со стороны республиканцев: «Ещё никогда у нас не было министра финансов… которому пришлось заняться таким количеством проблем одновременно». По словам Обамы, даже если Гайтнер сам попросит об отставке, то он ответит: «Извини, приятель, у тебя по-прежнему есть работа».

По сообщению « Liberation », Эдвард Лидди призвал менеджмент компании вернуть, по меньшей мере, половину от суммы премий, превышающих 100 000 долларов. По его словам, часть сотрудников дала согласие на это предложение. 18 марта на слушаниях в Конгрессе США, Эдвард Лидди заявил о том, что AIG будет подвергнута реформированию и, скорее всего, изменит дискредитировавшее себя название: «В том виде, в котором страховая компания существовала 90 лет, она прекратит существование».

В понедельник 23 марта, « The Wall Street Journal » сообщила некоторые подробности «Плана финансовой стабильности», о которых министр финансов рассказал изданию в своём интервью. Сохранится прежняя стратегия накачки банковских учреждений ликвидностью, выкупа плохих активов и предоставления отсрочек по выплате ипотечных кредитов. Гайтнер впервые признал неспособность правительства вывести страну из рецессии за счёт использования одних федеральных ресурсов. Министр финансов США озвучил идею создания одного или нескольких инвестиционных фондов со смешанным капиталом. Правительство выступит в качестве соучредителя и добавит по доллару на каждый доллар, самостоятельно привлечённый инвестором. Фонды займутся выкупом «токсичных ценных бумаг». По мнению Гайтнера, это поможет оздоровить банковские балансы и заместить наличность, ранее предоставленную Вашингтоном, средствами частных вкладчиков.

В тоже время, представители финансовой индустрии выступили с осуждением запретительных налогов на премии и других ограничений, проведённых через Палату представителей в последние дни. Лоуренс Финк, президент Blackrock Inc ., назвал новые инициативы Конгресса «пугающими». Банкиры оказались не готовы экономить на себе. Кроме «справедливой» оценки плохих активов, они выдвигают требования возвращения к премированию «ценных кадров» в структурах, которые будут созданы при участии государства.

Нездоровая атмосфера сохраняется вокруг другого столпа банковского сектора – компании Citigroup, руководство которой несколькими неделями ранее распространило информацию о предполагаемом получении квартальной прибыли. В феврале правительство анонсировало грядущее увеличение госдоли в компании с 8% до 40%. Данные могут оказаться блефом, в расчёте на увеличение рыночной стоимости активов.

Очевидно, что план по спасению экономики остаётся довольно сырым. Возможно, ситуация вокруг AIG заставила его архитекторов, во главе с Ларри Саммерсом – советником президента по экономике – вносить в проект срочные коррективы. Гайтнер обнародовал подробности плана под воздействием неутешительных новостей о состоянии американского фондового рынка и желания укрепить свой пошатнувшийся имидж. Скорее всего, торговые площадки ощутят лишь слабый импульс. Более целесообразно было бы дождаться сведений о развитии экономики США в первом квартале 2009 года.

Похоже, у исполнительной власти в США остаётся всё меньше пространства для манёвра между корпоративными интересами доноров и предвыборными обещаниями избирателям. Всё говорит о том, что желание «спасти всех» многократно превосходит возможности федерального правительства. В апреле, президенту Обаме предстоит определиться с кандидатурой на жертву.

Влад Григорьев, эксперт