Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в формировании образовательного пространства Союзного государства (видео, фото)
Информационно-аналитический портал Союзного государства совместно с ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» провел интернет-видеобрифинг с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимиром Здановичем. Тема брифинга»: «Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в формировании образовательного пространства Союзного государства».
Информационно-аналитический портал Союзного государства совместно с ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» провел интернет-видеобрифинг с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимиром Здановичем. Тема брифинга»: «Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в формировании образовательного пространства Союзного государства».
– Какие ключевые изменения произошли в образовательном пространстве Союзного государства за минувший год?
– В жизни Союзного государства по отношению к системе образования, которая действует в наших двух странах, каждый человек может выделить что-то своё, особенное. Но я бы выделил следующие ключевые аспекты, которые наверняка затронут системы образования наших двух государств.
Во-первых, с 1 сентября 2011 года в Беларуси начал действовать Кодекс Республики Беларусь об образовании. Это очень объёмный документ, который касается всех аспектов, всех уровней, всех ступеней нашей национальной системы (образования, прим. soyuz.by).
В свою очередь в Российской Федерации были предложены свои варианты нового (федерального, прим. soyuz.by) закона Российской Федерации. Поэтому, конечно, это самые главные документы и самые главные события, потому что, в конечном итоге, именно они определяют развитие наших систем: настолько они будут интегрированы или наоборот разобщены.
Другое, не менее важное событие, которое произошло в жизни наших государств, кому-то может показаться, имеющее второстепенное отношение к системам образования – это создание Единого экономического пространства. Потому что две трети участников ЕЭП составляют наши государства: Россия и Беларусь.
Учитывая, что создание ЕЭП требует свободы перемещения капталов, услуг, товаров и рабочей силы, то конечно от того, какой будет система образования, как её надо будет приводить в соответствие с требованиями уже Единого экономического пространства – будет иметь важное значение для развития наших систем.
То есть, будем ли мы опять развивать свои системы параллельно, либо будем приводить в соответствие не только с нашими странами (Беларусью и Россией), но и ещё и с Казахстаном, потому что у них (в Казахстане, прим. soyuz.by) тоже есть свои особенности внутри системы образования.
На мой взгляд – это самые важные события.
Была ещё попытка с нашей стороны, со стороны Республики Беларусь, вступления в Болонский процесс, как известно, Российская Федерация и Республика Казахстан уже находятся в Болонском процессе. Как нам в дальнейшем строить свою систему образования? Надо ли что-то изменять?
Как депутат выскажу своё субъективное мнение по данному вопросу: мне кажется, мы можем идти параллельно, не сильно обращая внимание на Болонский процесс, на те события, которые идут в европейских государствах, а в большей степени интегрировать свою систему с системой Российской Федерацией и Республики Казахстан. При этом приводя в соответствие требованиям, который предъявляет Болонский процесс, все требования внутри нашей страны. Это и система двухступенчатого образования, которая уже действует в республике, и введение кредитных зачётов для студентов, которые обучаются в высших учебных заведениях, и все остальные вопросы, которые относятся к Болонскому процессу. Потому что мы даже в большей степени должны ориентироваться на Восток, нежели на Запад.
Вот, на мой взгляд, наиболее значимые события. В любом случае я считаю, что они повлияют на развитие наших систем образования. Но меня радует то, что ознакомившись со всеми документами, я вижу, что мы можем их очень сильно интегрировать и привести в соответствие. С таким расчётом, чтобы граждане Российской Федерации, приезжая к нам в Республику Беларусь, не испытывали никаких затруднений, как и наши граждане на территории России не испытывали бы никаких затруднений ни в плане признания наших документов об образования, ни в плане продолжения учёбы, ни в последующем трудоустройстве. Это наша задача, и я думаю, что это были самые важные события прошлого года: принятие нормативной правовой базы (в Беларуси, прим. soyuz.by), выдвижение новой нормативной правовой базы в Российской Федерации, и вступление в Единое экономическое пространство.