Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Белорусско-российское сотрудничество

Разное

09.02.2012

Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в формировании образовательного пространства Союзного государства (видео, фото)

Информационно-аналитический портал Союзного государства совместно с ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» провел интернет-видеобрифинг с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимиром Здановичем. Тема брифинга»: «Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в формировании образовательного пространства Союзного государства».

Информационно-аналитический портал Союзного государства совместно с ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь» провел интернет-видеобрифинг с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу, членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимиром Здановичем. Тема брифинга»: «Роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в формировании образовательного пространства Союзного государства».

– Какие ключевые изменения произошли в образовательном пространстве Союзного государства за минувший год?

– В жизни Союзного государства по отношению к системе образования, которая действует в наших двух странах, каждый человек может выделить что-то своё, особенное. Но я бы выделил следующие ключевые аспекты, которые наверняка затронут системы образования наших двух государств.

Во-первых, с 1 сентября 2011 года в Беларуси начал действовать Кодекс Республики Беларусь об образовании. Это очень объёмный документ, который касается всех аспектов, всех уровней, всех ступеней нашей национальной системы (образования, прим. soyuz.by).

В свою очередь в Российской Федерации были предложены свои варианты нового (федерального, прим. soyuz.by) закона Российской Федерации. Поэтому, конечно, это самые главные документы и самые главные события, потому что, в конечном итоге, именно они определяют развитие наших систем: настолько они будут интегрированы или наоборот разобщены.

Другое, не менее важное событие, которое произошло в жизни наших государств, кому-то может показаться, имеющее второстепенное отношение к системам образования – это создание Единого экономического пространства. Потому что две трети участников ЕЭП составляют наши государства: Россия и Беларусь.

Учитывая, что создание ЕЭП требует свободы перемещения капталов, услуг, товаров и рабочей силы, то конечно от того, какой будет система образования, как её надо будет приводить в соответствие с требованиями уже Единого экономического пространства – будет иметь важное значение для развития наших систем.

То есть, будем ли мы опять развивать свои системы параллельно, либо будем приводить в соответствие не только с нашими странами (Беларусью и Россией), но и ещё и с Казахстаном, потому что у них (в Казахстане, прим. soyuz.by) тоже есть свои особенности внутри системы образования.

На мой взгляд – это самые важные события.

Была ещё попытка с нашей стороны, со стороны Республики Беларусь, вступления в Болонский процесс, как известно, Российская Федерация и Республика Казахстан уже находятся в Болонском процессе. Как нам в дальнейшем строить свою систему образования? Надо ли что-то изменять?

Как депутат выскажу своё субъективное мнение по данному вопросу: мне кажется, мы можем идти параллельно, не сильно обращая внимание на Болонский процесс, на те события, которые идут в европейских государствах, а в большей степени интегрировать свою систему с системой Российской Федерацией и Республики Казахстан. При этом приводя в соответствие требованиям, который предъявляет Болонский процесс, все требования внутри нашей страны. Это и система двухступенчатого образования, которая уже действует в республике, и введение кредитных зачётов для студентов, которые обучаются в высших учебных заведениях, и все остальные вопросы, которые относятся к Болонскому процессу. Потому что мы даже в большей степени должны ориентироваться на Восток, нежели на Запад.

Вот, на мой взгляд, наиболее значимые события. В любом случае я считаю, что они повлияют на развитие наших систем образования. Но меня радует то, что ознакомившись со всеми документами, я вижу, что мы можем их очень сильно интегрировать и привести в соответствие. С таким расчётом, чтобы граждане Российской Федерации, приезжая к нам в Республику Беларусь, не испытывали никаких затруднений, как и наши граждане на территории России не испытывали бы никаких затруднений ни в плане признания наших документов об образования, ни в плане продолжения учёбы, ни в последующем трудоустройстве. Это наша задача, и я думаю, что это были самые важные события прошлого года: принятие нормативной правовой базы (в Беларуси, прим. soyuz.by), выдвижение новой нормативной правовой базы в Российской Федерации, и вступление в Единое экономическое пространство.

– Во время нашей прошлой встречи мы обсуждали, какие изменения принёс Кодекс об образовании для белорусских школьников, абитуриентов, студентов. Что касается российских школьников и абитуриентов, которые желали бы учиться в белорусских учреждениях образования, что изменится для них?

– Хорошо, что над Кодексом трудились не просто депутаты (Палаты Представителей Национального Собрания, прим. soyuz.by) Республики Беларусь, а трудились депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Поэтому мы, конечно, исходили из того, что наполнять Кодекс необходимо такими нормами, которые действительно дадут равные права на доступ к образованию любого уровня нашим гражданам: гражданам России и гражданам Республики Беларусь. Именно равные права. Поэтому, если посмотрим на содержание Кодекса, то даже самые первые его статьи содержат фразы, которые гласят: «Для всех граждан Республики Беларусь и Российской Федерации». Может, в явной форме этого нет, но, по крайней мере, эти нормы гласят о том, что устанавливаются равные права.

И это не просто декларация, потому что, если смотреть и изучать содержание нашего национального кодекса, то Вы увидите, что устанавливаются равные права не только в учёбе, но и развиваются дальше в конкретных статьях. В статьях, касающихся обеспечения общежитием, в статьях, касающихся медицинского обслуживания студентов, учащихся, которые находятся у нас, на территории Республики Беларусь.

Вообще мы старались таким образом составить содержание данного документа, чтобы никто не чувствовал себя иностранцем на территории Республики Беларусь, чтобы он чувствовал себя в такой же дружной семье, как и на территории своего государства. Вот такая была цель у этого документа.

Если говорить о тонкостях кодекса об образовании, то, конечно, можно заметить и новшества. По инициативе бывшего председателя Комиссии (Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, прим. soyuz.by) Виктора Водолацкого были созданы так называемые «кадетские классы», «кадетские школы», «кадетские училища». Это нашло своё отражение на территории Краснодарского края. И вот по его инициативе (В.Водолацкого, прим. soyuz.by) мы изучили возможность работы таких классов в Беларуси, и теперь они существуют и у нас – классы военно-патриотической направленности, которые имеют даже одинаковое название.

У нас одинаковые учебные предметы. Может только содержание отдельных предметов чуточку различается, но учебные планы, учебные программы, которые применяются в общеобразовательных заведениях, в высших учебных заведениях при подготовке соответствующих специалистов, они тоже очень сильно интегрированы. То есть имеют процентов на 98 общую составляющую. Поэтому здесь различий никаких не будет.

Весьма интересный момент, на который возможно не все обратили внимание, мы даём право создавать на территории Республики Беларусь учреждение образования любого уровня. К примеру, если человек, не обязательно организация, как Министерство образования России, но обычный человек, индивидуальный предприниматель, крупный бизнесмен захочет открыть на территории нашей республики какое-то учреждение, начиная детским садом и заканчивая высшим учебным заведением, он получает такое право по нашему кодексу. И это тоже шаг навстречу интеграции. Пожалуйста, приезжайте и открывайте учреждения (образования, прим. soyuz.by), филиалы своих высших учебных заведений, всё это приветствуется.

Весьма интересный момент, связанный с нашими студентами. Мы даём право, с помощью Кодекса, учиться несколько курсов на территории Республики Беларусь, а потом студент может перевестись в другое высшее учебное заведение. При чём, мы не акцентировали внимание, что оно должно находиться на территории нашей республики, оно может находиться на территории Российской Федерации. Эти вопросы тоже урегулированы с помощью Кодекса. Мы считаем, что это хороший шаг на встречу друг другу. Именно это мы и планировали, разрабатывая этот Кодекс не только для наших граждан, по сути дела, но и с ориентацией на Российскую Федерацию.

 

– Что касается Российской Федерации, сейчас в России разрабатывается проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Министерство образования и науки России опубликовало на сайте министерства третий вариант проекта. Что принесёт принятие этого закона в образовательном пространстве Союзного государства?

– Я думаю, что это тоже будет шагом на встречу нашим гражданам в плане образования различного уровня. Уже сейчас мы заложили возможность олимпиадникам поступать в высшие образовательные заведения без экзамена. Я знаю, что аналогичная норма закладывается и на территории Российской Федерации в проект (федерального закона, прим. soyuz.by).

Мы выбрали следующий подход: нам надо ограничивать льготы и принимать в высшие учебные заведения, ориентируясь на знания и таланты молодых людей, потому что, в конечном счёте, они выйдут на рынок труда, будут кем-то управлять, создавать что-то новое. Надо, чтобы это были действительно грамотные и подготовленные специалисты. И я знаю, что в новой опубликованной редакции проекта (федерального закона, прим. soyuz . by ) тоже есть такой аспект – уход от льгот в сторону знаний и способностей человека. Хотя сами льготы мы стараемся сохранить на уровне – это обеспеченность в создании условий для учёбы. Российская сторона идёт аналогичным путём.

Поэтому, если посмотреть, то можно увидеть много схожего. Вводятся аналогичные стандарты и учёбные программы – в российском законодательстве предлагаются то, что уже отражено в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Это шаг навстречу.

Конечно, пока ещё сохраняется в Российской Федерации неоднозначность отношения к первой ступени профессионального образования. У нас оно называется профтехобразование, в России начальное профессиональное образование. Сейчас в России идут споры – надо оно или нет. Но в любом случае, я думаю победит разумный подход, потому что рабочие кадры всегда востребованы. В любые времена нужны и строители, и хлебопёки – люди рабочих профессий. Поэтому я думаю, что те люди, которые смотрят за содержанием данного документа, – в том числе, работающие в комиссии по науке и образованию в Российской Федерации, – они будут следить за этим с таким расчетом, чтобы сохранились уровни профессионального образования.

И пусть эти уровни будут различными, главное, чтобы они сохранились. Чтобы человек, который получит строительную специальность в Республике Беларусь, когда переедет на территорию России, знал, что его документ будет признан при поступлении на работу. И чтобы аналогичные ситуации складывалась и у российского гражданина, потому что мы строим Союзное государство. Не только в рамках Беларуси и России, но и в рамках стран Единого экономического пространства будет происходить миграция, и люди не должны чувствовать себя ущемлено, особенно в рамках Союзного государства. Поэтому, я надеюсь, что этот закон будет направлен в сторону единения, а не наоборот.

– Взаимное признание ЭГЭ и ЦТ. Есть ли попытки найти точки соприкосновения между этими системами тестирования? Можно ли ожидать в будущем взаимного признания результатов ЦТ и ЕГЭ?

Хотим мы этого или нет, но если мы в последующем планируем развивать и укреплять отношения наших стран, нам придется выравнивать и подходы к отбору абитуриентов. Хотя существенных разногласий в этих вопросах нет, ведь как в Беларуси, так и в России отбор абитуриентов происходит по принципу справедливости: отбирают самых талантливых и самых способных граждан. А для этого введены соответствующие методики. В Республике Беларусь принято Централизованное тестирование, а на территории Российской Федерации – это Единый государственный экзамен. Различия существуют только в форме и сроках проведения.

Я думаю, что Республике Беларусь можно было бы сделать шаг навстречу в отношении сроков сдачи экзамена, потому что, к большому сожалению, выпускники российских школ не успевают поступить в белорусские вузы, так как у них еще идут экзамены в общеобразовательной школе, они сдают Единый государственный экзамен. А у нас в это время практически подходит к концу Централизованное тестирование. И только по причине несовпадения сроков мы несколько проигрываем в этом вопросе, потому что на территории Республики Беларусь обучается около двух тысяч российских граждан, а двадцать тысяч граждан нашей страны учатся в российских вузах. Если бы уравняли эти сроки сдачи, то мы бы получили большее количество студентов-россиян и, соответственно, у граждан России появилось бы больше возможностей, чтобы учиться в Беларуси. Также увеличилась бы соревновательность вузов России и Беларуси: студенты из Беларуси не смогли бы ехать поступать в Россию, если бы не прошли в вуз здесь.

На сегодняшний день переговоры в этом направлении ведутся, но сложность состоит вот в чем: у нас создан Республиканский институт контроля знаний, где на протяжении десяти лет сложилась устоявшаяся методика составления тестов со своими подходами, и население к этому уже привыкло. Аналогичная ситуация и в Российской Федерации. И что-то вот так сразу кардинально менять не получится.

Но я также сегодня хочу обратить внимание на ещё одну страну Единого экономического пространства: стоит учесть и то, что и в Казахстане существует своя система приема абитуриентов в вузы и ссузы. Но со временем, я надеюсь, в процессе интеграции мы сможем сформировать некоторый симбиоз, при котором граждане наших стран будут чувствовать себя комфортно при поступлении в вузы Казахстана, России, Беларуси.

Так бывает часто: разойтись – очень легко, а сблизиться потом – надо приложить много усилий. Но депутаты над этим работают. Например, 1 февраля у нас была коллегия Министерства образования, где прозвучал вопрос о том, каким образом мы будем регулировать данную ситуацию. Конечно, здесь важно взаимодействие министров наших двух стран, чтобы они собирали совместные коллегии, и этот вопрос не снимали с повестки дня для того, чтобы интеграция в сфере образования была более сильной.

– Владимир Матвеевич, Вы работаете в Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. Какие задачи ставит перед собой Комиссия на 2012 год?

– Если говорить честно, то на сегодняшний день мы ждем, когда депутаты Российской Федерации определятся с выбором комиссии, потому что у них недавно прошли выборы, и они не проводили установочных сессий. Но, скорее всего, это произойдет уже в феврале-марте, тогда у нас будет сессия Парламентского Собрания, и депутаты запишутся в определенные комиссии.

Хотя я уверен, что ту работу, которую проводила наша комиссия в предыдущие годы, ее продолжат и депутаты, которые войдут в состав новой комиссии. По крайней мере, никто не будет отказываться от укрепления мер социальной поддержки наших граждан. А это самый разноплановый вопрос, потому что он касается не только учебы и получения медицинского обслуживания, но и пенсионного обеспечения, и оздоровления, и многих других сфер, которые интересуют практически каждого человека при переезде из одной страны в другую.

У нас было запланировано оздоровление наших школьников, которое уже было заложено в бюджет на осенней сессии. Оздоровление школьников, которые пострадали от взрыва на чернобыльской АЭС, оздоровление ветеранов Великой Отечественной войны, проведение тех мероприятий, которые уже стали традиционными (фестивали, проводимые в Ростове-на-Дону, прим. soyuz.by). Мы также думаем организовать и провести какой-то подобный фестиваль и на территории Республики Беларусь, с участием нашего Белорусского республиканского союза молодежи. Также сюда хочу отнести организацию конференций и различных слётов молодежи, олимпиад. А также «Славянский базар», кинофестиваль «Витязь» – все это будет проходить как всегда.

Также будут проведены и новые мероприятия. 2012 год юбилейный – это двухсотлетняя годовщина войны 1812 года. Это значимое для Беларуси событие, потому что в этой войне наряду с российскими воинами участвовали и белорусы. Поэтому запланировано множество совместных мероприятий. Например, запланирован велопробег по территории наших государств с рассказом о военных событиях 1812 года, что является хорошим патриотическим, воспитательным элементом для наших молодых граждан.

И раз я произнес такие слова, как «молодые граждане», то отмечу, что мы как делали, так и будем делать акцент на нашей молодежи. Потому что, так или иначе, но мы уйдем с политической арены. Нам надо, чтобы молодая наша смена жила идеей единения наших двух братских государств, чтобы они наши традиции продолжали, придя на смену. Поэтому, в прошлом году проходили внутри нашей комиссии дебаты о целесообразности и необходимости создания молодежного парламента в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Эта идея была нами одобрена, и я думаю, что сейчас мы уже предметно подойдем к созданию данного парламента.

Вместе с тем, в работе с молодежью мы будем делать акцент не на игровые, развлекательные мероприятия, а на полезные мероприятия, которые потом оставили бы свой след в истории развития наших государств. Чтобы это было что-то значимое, например, крупные материальные объекты, построенные нашими молодыми людьми. Конечно, мы будем затрагивать сферу культуры. Однако мы очень принципиальны в этом вопросе, и просто так бюджетные средства Союзного государства расходовать не собираемся. Поэтому, когда нам был предложен вариант описания, или синопсиса, одного из фильмов, мы даже его отклонили, потому что считали нецелесообразным. В комиссии очень принципиальный подход к проектам, которые будут реализовываться и по вопросам их финансирования.

В сфере здравоохранения Союзного государства планируется провести ряд мероприятий. У нас есть проблемы с прогрессированием такого заболевания, как инсульты. И сейчас мы приняли предложения Минздравов России и Беларуси о разработке программы по предупреждению инсультов среди населения, а так же по лечению онкологических заболеваний детей младшего возраста. Поэтому, если нам представят такие проекты, мы их поддержим. Планы на текущий год у нас грандиозные.