Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

70-летию Великой Победы посвящается

Боль, смерть и победа. Выставка фотографий, которые пахнут порохом

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны проходит выставка работ фронтовых фотографов под названием «Успеть показать» (Классика военной фотографии 1941-1945)

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны проходит выставка работ фронтовых фотографов под названием «Успеть показать» (Классика военной фотографии 1941-1945).

Бегущие в атаку пехотинцы, окровавленный политрук, продолжающий бой, люди-тени в концлагере, вернувшийся с войны солдат, грустные взгляды детей войны… В минском музее показана война, какой она была, война, которая была запечатлена фотографами из окопов, из руин зданий и высоких кабинетов, где подписывалась капитуляция.

Каждая работа - это произведение искусства, исторический документ.

Выставка сформирована из бесценных работ из коллекции фотографий Льва Бородулина и его сына Александра Бородулина. Это собрание оценено в 3 миллиона долларов.

- Представляя эти фотографии, я борюсь с войной, - сказал Александр Бородулин. – Я её не ненавижу. И это мой способ борьбы за мир. Надеюсь, что все люди, которые увидят эти фото, сделают что-то, чтобы войны не было.  

Свою коллекцию Лев Бородулин назвал «Успеть показать…»

- Я боялся, что не доживу, что не успею рассказать о них…

Классику советской фотографии в этом году исполнилось 92 года. Он прошел всю войну, в 1942-м был тяжело ранен, но дошел до Берлина.

Фотографии он начал собирать сразу после окончания войны. Когда покидал свою часть, однополчане попросили его составить фотолетопись боев, в которых участвовал их полк. Благодаря этому поручению Лев познакомился со многими известными военными фотокорреспондентами, со многими подружился и начал собирать коллекцию из лучших работ.

Она завораживает, ведь на стенах весят шедевры Евгения Халдея, Анатолия Морозова, Макса Альперта и других мастеров.

- Мы хотим показать людям, что такое война, - говорит куратор выставки Майя Кацнельсон. – Мы хотим, чтобы люди увидели не актеров кино, а людей, для которых эта война была реальностью. Сейчас то время, когда необходимо напоминать, что война – это страшно.

Фотографии из коллекции впервые представлены в Минске в юбилейный год 70-летия Победы. Экспозиция включает около 170 фоторабот. Некоторые снимки  демонстрируются впервые. На выставке также представлены фотоаппараты военных корреспондентов, в том числе и знаменитый фотоаппарат Leica, из фондов Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Ценность выставки еще и в том, что представленные снимки были отпечатаны в военные годы, современных отпечатков среди них нет.

Тематика снимков, как вы уже догадались, разнообразная. Всматриваемся и читаем подписи: «Перед отправкой на фронт. Парад на Красной площади 7 ноября 1941. Автор – Аркадий Шайхет», «Московские ополченцы. 1941. Автор – Эммануил Евзерихин. 1941».

А вот уже Берлин. Марк Редькин словил момент, когда наши солдаты отмечали капитуляцию Германии: «Выпьем за Победу. У стен рейхстага. 1945»

Работы советских фотографов восхищают. Они были на передовой и среди грохота снарядов, под свистящими пулями, глядя смерти в лицо, успевали делать снимки, которые каждой своей деталью передают весь ужас войны.

Достаточно посмотреть на командира артиллерийской батареи с перевязанной головой, стоящего в дыму, или на простреленное ухо котенка, бродящего по пепелищу дома.

Конечно же, на выставке представлены и работы знаменитого фотографа Евгения Халдея. С фотоаппаратом в руках он прошел путь от Москвы до Берлина. По его снимкам можно изучать историю Отечественной войны.

Так, Халдей сделал уникальную фотографию «Первый день войны», где жители Москвы, собравшись на улице у репродуктора, слушают сообщение Молотова о нападении фашистской Германии.

И он же автор легендарного снимка «Знамя над Рейхстагом». Этот снимок, конечно же, был сделан не случайно. Все было продумано до мелочей. Даже флаг Халдей привез с собой.

Фотография реющего над Берлином советского флага стала символом Великой Победы.

А потом был Нюрнбергский процесс, на котором среди вещественных доказательств преступлений фашизма были представлены и фотографии Евгения Ананьевича.

Но давайте вернемся непосредственно к выставке. Отдельно от основной экспозиции, на серой тумбе, обмотанной колючей проволокой, лежит альбом в черной обложке. Под ним подпись: «Если вам больше 18 лет, вы можете открыть альбом».

Открываем. «Фотографии найдены у немецкого военного, возможно, убитого, возможно, захваченного в плен».

Здесь снимки человека, пришедшего завоевывать чужую землю, уничтожать и сеять смерть. Некоторые из этих фотографий свидетельствуют о преступлениях. Трудно представить, что думал фотограф гитлеровской армии, когда снимал немецкого офицера, стоящего с пистолетом в руке над расстрелянными жителями. На последней странице групповая фотография фашистских головорезов, которые держат в руках ножи, саперные лопатки и винтовки со штыками. Возможно, автор фотографий из альбома - среди них.

В Книге отзывов неравнодушные посетители выставки пишут: «Впечатлило. Слов нет. Сильно».

Здесь же можно увидеть и фотографии мастеров, сохранивших для нас память о той войне. Успели показать. Спасибо.

Текст и фото: Андрей Осмоловский