28.08.2015
Елена Гулевич отметила важность проведения Форума для Союзного государства, поскольку именно в рамках Союзного государства уделяется большое значение сближению и развитию различных секторов экономики России и Беларуси.
Создание Союзного государства было обусловлено рядом объективных факторов, связанных с потерей в начале 90-х годов широкого спектра связей в политической, экономической, социальной, культурной, гуманитарной и других областях между Беларусью и Россией. Процесс создания Союзного государства не был одномоментным, а потребовал осуществления последовательных взаимоувязанных шагов в течение нескольких лет. К настоящему времени сформулированы основные принципы формирования Союзного государства и созданы органы его управления. Договорно-правовая база включает в себя более 250 соглашений, протоколов и меморандумов, регулирующих двустороннее взаимодействие в различных областях, - напомнила Елена Гулевич. И подчеркнула, что координация практически всех сфер деятельности осуществляется Постоянным Комитетом через союзные программы, финансируемые из бюджета (формируемого за счёт долевых отчислений государств-участников), и что основные направления союзных программ охватывают широкий спектр социально-экономических вопросов - от культурных и спортивных мероприятий до сотрудничества в сфере высоких технологий и инфраструктурных проектов. Реализация совместных программ позволяет не только развивать и формировать двусторонние интеграционные связи, но и создавать основу для расширения интеграционного поля с участием других государств.
Начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета сказала, что до завершения процесса формирования единого государственного механизма только в экономической сфере необходимо еще пройти достаточно сложный путь. Тем не менее, определенные результаты уже достигнуты. В рамках ранее выполненных программ созданы: перспективные технологии по космической тематике, высокопроизводительные вычислительные комплексы и программное обеспечение, разработаны новые технологии в области высокомолекулярной химии, генной инженерии и т.д.
Кроме того, напомнила Елена Гулевич, в реализованных с 2001 по 2013 год программах Союзного государства агропромышленной направленности участвовали 19 научных организаций (учреждений) и 107 предприятий-соисполнителей России и Беларуси, которые в той или иной степени оказали влияние на экономическое развитие региона через поступление налогов в бюджет, а также приняли участие в решении региональных социальных вопросов. При этом было создано более 7 тысяч рабочих мест в России и более 3,5 тысяч рабочих мест в Беларуси. Кстати, перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации (в соответствии с резолюцией Совета Министров Союзного государства от 12 декабря 2012 г. № 11) включает более 30 программ Союзного государства, находящихся на разных стадиях (это завершенные программы, реализуемые и находящиеся на этапе разработки концепций).
Елена Гулевич обратила внимание, что мероприятия, реализуемые в рамках программ Союзного государства, напрямую связаны с деятельностью того или иного субъекта Российской Федерации, той или иной области Республики Беларусь, хотя и не носят сугубо регионального характера, - а объективным показателем уровня экономического интеграционного сближения, взаимодополняемости современных экономик является взаимная торговля товарами национального происхождения. Так, по итогам первого полугодия 2015 г. (по данным Белстата) товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь составил 13,6 млрд. долл. США, в том числе экспорт России в Беларусь – 8,58 млрд. долл. США, импорт - 5,02 млрд. долл. США.
В качестве перспективных направлений сотрудничества в торгово-экономической сфере начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета отметила три ключевых направления. Это усиление взаимодействия в области межрегионального сотрудничества, использование потенциала субъектов малого и среднего бизнеса и совместная работа по исключению изъятий и административных барьеров во взаимной торговле. Сотрудничество регионов Беларуси и России направлено, прежде всего, на эффективное использование имеющегося в регионах производственного потенциала, развитие специализации и кооперации предприятий, совершенствование ранее сложившихся связей.
Начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета также отметила, что в последнее время стабильно и устойчиво развиваются прямые связи между российскими регионами и Республикой Беларусь, причем около 70 из них связаны соглашениями о сотрудничестве. Основными региональными партнерами Республики Беларусь в Российской Федерации являются Тюменская область, г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Смоленская область, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Брянская и Нижегородская области.
Взаимный товарооборот между Беларусью и Брянской областью, начиная с 2005 года, вырос в 5 раз, достигнув в 2014 году практически 808 млн. долл. США. Положительная динамика взаимной торговли сохраняется и в текущем году, - сказала Елена Гулевич. - А по итогам 5 месяцев текущего года Брянская область заняла 8-е место в товарообороте с Беларусью. Взаимный товарооборот с Брянской областью в десятки раз больше, чем товарооборот с рядом других стран, в том числе и европейских. Так, в Брянской области созданы кооперационные производства техники белорусских брендов "Гомсельмаш" и "Амкодор". Эти совместные проекты имеют мощный комплексный эффект, позволяют увеличивать объемы взаимной торговли, создают рабочие места.
Начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета подчеркнула, что весьма успешна работа созданных в Брянской области совместных с Беларусью предприятий, выпускаемая техника конкурентоспособна и по цене, и по качеству; в настоящее время рассматривается вопрос создания в Брянской области совместных с Беларусью производств по переработке мясо-молочной продукции. Елена Гулевич предположила, что также необходимо расширять сотрудничество в области производственной кооперации, разнообразить модельный ряд выпускаемой техники, проработать новые варианты совместной деятельности и создавать совместные предприятия для работы как на территории России, так и для выхода на рынки третьих стран. Кроме того, серьезный потенциал сотрудничества Беларуси и Брянской области имеется в сельскохозяйственной сфере, в частности, в животноводстве, растениеводстве, производстве и переработке сельхозпродукции, - уверена Елена Гулевич. Еще одно перспективное направление сотрудничества, по ее словам, заключается в объединении усилий по развитию картофелеводства. С белоруской стороны в этом проекте может быть задействовано одно из крупных сельхозпредприятий Гомельской области. Создание совместного объединенного холдинга и завода по переработке картофеля позволит продавать совместно продукцию и параллельно прорабатывать строительство логистического центра по переработке и подготовке к реализации овощей.
Сегодня в Беларуси работает около 2,2 тыс. организаций с российским капиталом, в том числе более 1,3 тыс. совместных предприятий, - привела статистику Елена Гулевич. - Доля белорусских предприятий с российским капиталом составляет почти 40% от общего количества организаций с иностранным капиталом, работающих в Беларуси. В свою очередь, Беларусь активно инвестирует в создание предприятий на территории России. Так, на территории 40 субъектов Российской Федерации создано более 87 совместных сборочных производств. Функционирует более 215 субъектов товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом. На российском рынке широко представлена дилерская сеть белорусских товаропроизводителей. В настоящее время, подчеркнула Начальник Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета, можно с уверенностью говорить о том, что взаимодействие двух государств вышло на новый уровень стратегического партнерства. Это особенно важно с учетом усиления конкуренции на мировом рынке и негативных последствий мирового кризиса. В этих условиях залогом успешного преодоления возникающих трудностей должно стать сотрудничество по выпуску высокотехнологичной наукоемкой продукции, основанной на новых знаниях, инновациях, совершенных технологиях, которые станут внедряться в серийное производство в Беларуси и России. При этом формирование и проведение единой промышленной, энергетической, транспортно-логистической и торговой политики Беларуси и России будет в значительной степени стимулировать производство такой продукции и способствовать повышению ее экспортного потенциала. Несомненно, что решать эти задачи предстоит, прежде всего, на уровне непосредственно субъектов хозяйствования и административно-территориальных центров регионов Беларуси и России.
В заключение выступления Елена Гулевич отметила, что развитие межрегионального сотрудничества названо руководителями государств-участников Союзного государства в ряду важнейших направлений взаимодействия: необходимо наращивать последовательные усилия по переводу национальных экономик на инновационный путь развития, по поощрению взаимных инвестиций, созданию высокоэффективных и высокотехнологичных производств, расширению производственной кооперации.