27.02.2018
Фото: Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота, Министр образования и науки РФ Ольга Васильева и Министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко
В Минске прошло совместное заседание коллегий Министерства образования Республики Беларусь, Министерства образования и науки России, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. В его работе принял участие Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.
- Вопросов для обсуждения накопилось много. Это, например, совершенствование нашей законодательной базы в сфере гармонизации учебных процессов. Чтобы переход специалиста из одной страны в другую был естественным, по единым стандартам в сфере образования, - рассказал Госсекретарь перед началом заседания. - Эта проблема долгоиграющая, над ней постоянно ведется работа. Обсудим и премию Союзного государства в области науки и техники. Я уверен, что этот вопрос будет решен, идет его отработка. Очень важна тема создания единого научно-технологического пространства. Также в центре внимания - совершенствование деятельности Российско-белорусского университета.В начале заседания коллегии Григорий Рапота обратился к собравшимся с приветственным словом.
- Образовательная и научно-техническая сферы наиболее продвинуты в интеграционном процессе Союзного государства, - сказал Госсекретарь. - Там есть достижения, результаты, но вместе с тем остается еще много нерешенных проблем. Два аспекта взаимодействия обсуждаются между министерствами образования двух стран с участием Государственного комитета по науке и технике. Первое – научно-техническое взаимодействие, второе – сотрудничество в сфере образования. Органично с этим связана и тема работы с молодежью.
Григорий Рапота обратил внимание на принципы отбора программ Союзного государства в сфере научно-технического образования:
- Какое-то время назад мы всегда с удовольствием брались за новую идею, которая выдвигалась нашими учеными, НИИ. И пытались воплотить её в жизнь. Сейчас мы вынуждены быть более разборчивыми. Дело в том, что до 2018 года у нас был финансовый запас в виде неиспользованных остатков прошлых лет. Мы на него всегда рассчитывали и использовали. Это, с одной стороны, создавало удобство в работе, а с другой стороны, были постоянные замечания Госконтроля и Счетной палаты, что мы не до конца используем бюджетные средства, и это замечание было абсолютно справедливым.
Госсекретарь напомнил, что в прошлом году было принято шесть программ, а седьмая уже на подходе.
- Таких темпов у нас давно не было. И в итоге мы эту жировую прослойку использовали. В этом году остатки сокращаются вдвое, а в следующем году мы выходим на дефицит бюджета, если мы будем себя также размашисто вести. А дефицит мы допустить не можем, потому что у нас ограниченное количество средств. Таким образом, на первое место выходит выбор приоритетов. Мы недавно подсчитали, что по научно-техническим разработкам у нас есть как минимум полтора десятка предложений. Надо выбирать те, которые наиболее важны, - объяснил Григорий Рапота.
Как выбрать наиболее достойные?
- Решить силами Постоянного Комитета Союзного государства это невозможно, потому что мы не специалисты. Да и сил министерств образования будет недостаточно. Поэтому и создана Комиссия по формированию научно-технического пространства под эгидой министерств образования, Госкомитета по науке и технике и при участии, что очень важно, академий наук двух государств. Поэтому на вас возлагается большая ответственность при выборе приоритетов. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы эта комиссия заработала как можно быстрее, - сказал Григорий Рапота.
Еще одна важная тема, на которую обратил внимание Государственный секретарь Союзного государства, - коммерциализация результатов программ.
- Собственно, мы её начали рассматривать, более того, мы её даже включали в повестку дня Совета Министров, - напомнил Григорий Рапота. - С коммерциализацией связана тема интеллектуальной собственности. Механизм учета интеллектуальной собственности программ Союзного государства не отработан. Хотя усилия предпринимаются большие - и на Группе высокого уровня вопрос рассматривался, да и на Совете Министров неоднократно… Вопрос не решен. Листая обзор прессы, я обратил внимание на то, что по одной из союзных программ белорусская сторона зафиксировала 60 патентов, а российская – один. На это надо обратить внимание. Может быть, это пример той самой упущенной выгоды.
Андрей Осмоловский