Мероприятия
20.02.2019
Автор: Максим Чижиков
Фото: Владимир Веленгурин
Григорий Рапота: Ржевский мемориал сдадим в срок
Госсекретарь Союзного государства посетил мастерскую скульптора Андрея Коробцова, где идет работа над памятником погибшим в битве подо Ржевом
Кажется, это было совсем недавно: в мае прошлого года стал известен победитель конкурса на лучший проект Ржевского мемориала Советскому солдату - тогда выиграл проект скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина. Уже в ноябре был заложен первый камень в основание монумента возле поворота на деревню Хорошево Тверской области, рядом с трассой М-9. А в мае следующего года, в юбилей Победы, памятник должен быть готов. Возводится он как на средства Союзного государства, так и на народные пожертвования. Уже собрано больше 100 млн рублей.
В мастерской Андрея Коробцова на Марьиной роще царит творческая и позитивная атмосфера. Члены оргкомитета по установке Ржевского мемориала - Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, зам. министра культуры РФ Николай Овсиенко, исполнительный директор РВИО Александр Барков, директор Музея Победы Александр Школьник и авторы проекты обсуждают последние детали. Как точно подметил Григорий Рапота: «Мы встали на такой путь, что отступать дальше некуда».
Сейчас перед ними стоит рабочая модель монумента 2,5 метра высотой. Всех волнует, как будет выглядеть памятник в натуральную величину. А ведь это уже 25 метров. Выше в истории современной России военных мемориалов не строили. К тому же стоять он будет на десятиметровом холме.
Не исказятся ли черты солдата? А заодно и восприятие скульптуры людьми? Сейчас работы над монументом находятся как раз на стадии увеличения каркаса – это когда с рабочей модели памятника снимаются точки для создания специальной рамы, увеличенной в 10 раз. Металлический каркас из арматуры в дальнейшем станет «скелетом» фигуры.
Скульптор успокаивает: искажений не будет:
- Я чуть-чуть увеличил голову, чуть-чуть удлинил шею и руки.
Один из главных элементов монумента и, пожалуй, один из самых эмоциональных: журавли, которые по задумке скульптора как бы возносят солдата на небо. Членов оргкомитета волнуют малейшие детали: сколько будет птиц, стоит ли закрывать журавлями весь каркас памятника. Сейчас памятник состоит как бы из двух частей: есть художественная часть, лепная, созданная человеком, и есть техническая, конструктивная — каркас, на котором стоит монумент. И он не давит на саму скульптуру.
- Каркас сделаем ажурным, чтобы выглядел, как Шуховская башня. Поэтому плотная скульптура будет доминировать, - объясняет архитектор Константин Фомин.- А журавли сделаем разными: скорее всего, они будут трёх размеров.
Весь каркас ими закрывать тоже не станут — чтобы не переборщить.
С середины марта начнется непосредственно лепка памятника в натуральную величину из глины. Лепиться он будет из трех кусков. Дальше — отливка из бронзы.
- Два важнейших вопроса: кто у нас проектирует каркас и кто будет потом заниматься монтажом и сборкой монумента – это целая технология. Хороший опыт есть у Зураба Церетели и Александра Рукавишникова, – рассказывает Александр Барков.
Решено обратиться к ним за советом.
С середины марта начнется непосредственно лепка памятника в натуральную величину из глины. Лепиться он будет из трех кусков. Дальше — отливка из бронзы
Памятник будет из темной бронзы, а каркас, наоборот, сделают светлым – на контрасте. Он должен слиться с окружением, с небом.
- Современный подход, - комментирует Александр Барков.
- Конструктивно это сложный проект. Но задумка - замечательная. Мне кажется, что в этом памятнике есть всё: и скорбь по погибшим, и надежда на будущее, и светлое убеждение, что Россию не победить, - считает зам. министра культуры Николай Овсиенко. - Поэтому он – символ настоящего русского солдата. Думаю, что мемориал станет местом паломничества для многих-многих людей на долгие годы.
- Эту мастерскую посещаю не первый раз, поэтому ощущения у меня всегда самые положительные, - признается Григорий Рапота. - Я вижу, что дело движется, и это самое главное. Оценку концептуальную самому проекту мы уже дали. Сейчас он находится в рабочем состоянии, если говорить об организационных моментах. График достаточно напряженный, работы всем сопричастным к этому проекту хватает. К сроку успеваем.