Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Коммуникационная составляющая евразийского сотрудничества в современных геополитических условиях

Начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства А.Г. Стоппе выступил на форуме в Казани

10 – 11 июня 2019 г. в Казани состоялся VIII Казанский Евразийский научно-практический форум «Интеграционный и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты и форматы реализации». В работе Форума приняли участие более двухсот экспертов, политиков, бизнесменов из России, Китая, Казахстана, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, Турции, Ирана.

Пленарное заседание Форума прошло с участием Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Л.И.Калашникова и Председателя государственного Совета Республики Таджикистан Ф.Х.Мухаметшина.

В рамках Форума на тематических секциях были рассмотрены вопросы геополитических, социально-экономических вызовов, институционально-правовых условий евразийской интеграции, ее стратегических проектов, формирование финансовой и экономической безопасности, сопряжения ЕАЭС и экономического пояса «Шелкового пути».

На пленарном заседании Форума с докладом «Коммуникационная составляющая евразийского сотрудничества в современных геополитических условиях» выступил начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства А.Г.Стоппе.

Он отметил, что в современных геополитических условиях нарастает разбалансированность мирового порядка, становятся все более заметными тенденции к кардинальному изменению геополитической ситуации, причем объединяет все эти процессы рост нестабильности.

Интеграционные объединения, по своей сути, являются «островками», могут быть даже «материками» стабильности. При этом они не возможны без связующих элементов, без общих коммуникаций, в первую очередь транспортных.

Вместе с тем о создании современных трансевразийских транспортных коммуникаций достаточно проблематично говорить без анализа наличия и состояния этих коммуникаций.

Сегодня общая протяжённость ВСМ в мире составляет более 41 тыс. км, при этом в Китае 26,8 тыс. км (65 %), причем первая была построена в 2011 году. В Испании (1-е место в Европе и 2-е место в мире) – более 3 тыс. км, Франция – около 3 тыс. км, Германия – более 2.5 тыс. км. В России и Беларуси их практически нет.

Есть стратегические документы: в Российской Федерации – это Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а в Республике Беларусь принята Государственная Программа развития транспортного комплекса до 2020 гг.

Формирование общего транспортного пространства Союзного государства предусмотрено Договором о создании Союзного государства 1999 г. и Приоритетными направлениями и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу на 2018 - 2022 годы, утвержденными Высшим Государственным Советом Союзного государства в июне 2018 г. 

Сейчас активно продвигается идея создания высокоскоростных транспортных коммуникаций на столичном направлении. Практически равносторонний коммуникационный транспортный треугольник Москва - Санкт-Петербург – Минск идеально вписывается в критерии современной структуры высокоскоростных магистралей.

Соединяя Москву и Санкт-Петербург с Минском высокоскоростной дорогой, этот коммуникационный узел через Брест выходит на страны Западной Европы и сопрягает инфраструктуру Союзного государства, а значит и ЕАЭС с европейскими партнерами. Одновременно на Востоке необходимо реализовать проект ВСМ Москва - Казань с дальнейшим продолжением на Оренбург и выходом через Казахстан на Китай.

Важно отметить, что каждый совместный проект, как например, строительство Белорусской АЭС, сближает его участников, укрепляет межрегиональные и экономические связи, повышает мобильность населения, создаст условия для культурного обмена, для полноценной интеграции.

Главные аргументы противников этих проектов – не выгодно, дорого и т.д. - это бухгалтерский подход, без «взгляда» в будущее, без прогнозирования развития. США строили в XIX веке железные дороги через пустынные земли на Запад, думая о будущем. Китайцы тянут высокоскоростные автомобильные дороги с развязками, уходящими сегодня «в никуда», планируя, что там будут города. Это и называется думать о будущем своей страны.

Благодаря строительству современной коммуникационной инфраструктуры, задействовав транзитный потенциал, страны евразийского пространства могут выйти на мировой рынок логистических услуг, значительно увеличив свою долю в мировом грузообороте. 

Пример Китая. Реализация инфраструктурных проектов, например, строительство высокоскоростного железнодорожного комплекса (ВСЖК) от Пекина до Шанхая (1318 км), создало более миллиона новых рабочих мест, привела к спросу на 20 млн. тонн стали, около сотни млн. тонн цемента, к росту объемов производства железнодорожного технологического оборудования и систем управления. И, главное, все эти деньги остались в стране.

Мы знаем отрицательные примеры из отечественной истории. Вспомним, что стало с процветающими городами Суздалем, Ростовом Великим, Нахичеванью-на-Дону, список можно продолжить, когда их торгово-промышленные элиты отказались от строительства через их города железных дорог. Сегодня, в условиях глобализации речь идет уже не о городах, а о странах.

Необходимо последовательно и постоянно проводить тезис о развитии транспортных коммуникаций России, Беларуси, Союзного государства, ЕАЭС как важнейшей составляющей единого евразийского пространства. 

Надо брать пример с Китая, и не жить сегодняшним днем. Это диктуется и современными геополитическим условиями. Выстраивание партнерских отношений на долгосрочной основе, которым будут способствовать коммуникационные связи, будет содействовать не только стимулированию экономического роста наших стран, но и формированию единого евразийского интеграционного пространства как центра устойчивого развития и региона, и мира.