Если мы не создадим чего-то, чем будущие поколения смогут гордиться, понятие братства наших народов может потерять для них всякий смысл. Такую мысль Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота высказал на конференции, посвященной российско-белорусским отношениям, организованной информационным агентством ТАСС. По мнению Госсекретаря, потомки должны гордиться не только совместными победами в Великой Отечественной войне и успехами Советского Союза. Братство наших народов для них должно основываться на чем-то, созданном в наши дни.
На всем Евразийском континенте
Конференция «Россия и Белоруссия: горизонты стратегического сотрудничества» проходила в онлайн-формате. Вел ее заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман, а в виртуальном зале присутствовали, я бы сказал, представители высшей лиги российско-белорусской интеграции. Кроме Григория Рапоты, были заместители министров иностранных дел России и Беларуси Андрей Руденко и Андрей Евдоченко, Чрезвычайные и Полномочные Послы наших стран друг у друга Дмитрий Мезенцев и Владимир Семашко, а также председатели парламентских комитетов по международным делам России и Беларуси Леонид Слуцкий и Андрей Савиных.
- В нашем медиапространстве тема сотрудничества России и Беларуси - одна из наиболее востребованных, - открыл дискуссию замминистра иностранных дел России Андрей Руденко. - При этом вопросы, которые звучат рефреном, совпадают с темой нашей встречи. Что ждет российско-белорусские отношения? Сохранят ли они эксклюзивный, стратегический и братский характер? Для нас ответ очевиден: да, сохранят. Пандемия коронавируса, явившаяся испытанием для всего мира, стала проверкой на прочность и для отношений между нашими странами. Приятно констатировать, что эту проверку наши отношения выдержали. И с точки зрения взаимной помощи при возвращении граждан, застрявших на разных континентах, и с точки зрения помощи, которые страны оказывали друг другу. Введенные ограничения, конечно, повлияли на ряд важных аспектов, сократились объемы взаимной торговли, пострадали личные контакты на всех уровнях, в том числе политическом и гуманитарном. Однако это количественные, а не качественные изменения. Суть нашего стратегического партнерства осталась неизменной.
Замминистра иностранных дел России Андрей Руденко
Представитель белорусского МИДа с этими оценками был солидарен.
- С момента установления дипломатических отношений, а прошло уже больше четверти века, Беларусь и Россия последовательно наращивают свои стратегические связи, - сказал замминистра иностранных дел Беларуси Андрей Евдоченко. – Такой уровень наших отношений основан не только на нашем общем историческом прошлом, но и отражает общность наших интересов в будущем, в долгосрочных целях развития наших стран. Россия и Беларусь являются учредителями и других интеграционных объединений на постсоветском пространстве. Это и СНГ, и ОДКБ, и сегодня мы вместе формируем Евразийский экономический союз. Очевидные успехи нашего союзного строительства, ряд наших двусторонних наработок, безусловно, используются для развития интеграции на всем евразийском континенте.
Из негатива в позитив
Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота в своем выступлении затронул темы братства России и Беларуси, совместные экономические и инфраструктурные проекты. По мнению Госсекретаря, братство и совместная созидательная деятельность неразделимы, потому что без одного в будущем может не быть и другого.
- К сожалению, время от времени наше сотрудничество омрачается выпадами в средствах массовой информации в адрес друг друга, - сказал Григорий Рапота. - На это можно смотреть по-разному, в конце концов, не будем преувеличивать роль СМИ. Но и не будем преуменьшать. Потому что это та самая сфера, которая формирует общественное мнение. В чем я вижу опасность: если бы такие обсуждения, даже очень критические, появлялись в СМИ в конструктивном ключе, в спокойном рассмотрении плюсов и минусов нашего взаимодействия, это не страшно. Это служит на пользу дела, чем больше такого внимания - тем лучше. Но иногда возникает какая-то раздраженная риторика, она влияет на общественное мнение. А общественное мнение очень легко скатывается в негатив, и очень трудно восстанавливается его позитивный настрой. Мы становимся заложниками тех самых выпадов, прежде всего в СМИ, которые время от времени возникают. Я считаю, это очень неприятное явление.
Мы всегда говорим о братстве наших народов, и этот термин отвечает истории наших отношений. Но дело в том, что эта категория не обязательно постоянная. Как показывает опыт, на одном братстве далеко не уедешь. Более того, как раз между близкими родственниками происходят самые тяжелые ссоры. Поэтому, отмечая наше братство, надо этим термином дорожить, чтобы наши потомки могли произносить его с таким же чувством, но уже опираясь не на опыт Великой Отечественной войны, строительство социализма, успехи Советского Союза и так далее, а уже на тот опыт, который мы в настоящее время создаем. Если мы сейчас не создадим ничего достойного наших потомков, братство народов превратится для них в пустой звук.
На нас это все накладывает очень большую ответственность. Меня всегда немножко смущает, когда говорят, что наши отношения носят стратегический характер. Один из аспектов стратегического характера отношений между любыми государствами – это когда они и в радости, и в горе готовы прийти друг другу на помощь. Это самый простой пример, и в данном случае это так. Но если, выстраивая стратегические отношения, мы не будем четко представлять себе стратегию нашего развития в разных аспектах, эффективность развития наших отношений будет крайне низкой.
Одним из ключевых полей наших стратегических отношений должна быть экономика. Потому что это наша мощь, это настроение граждан наших стран, это наше благополучие и безопасность, в конечном счете. Все, что связано с экономикой, со стратегическими направлениями взаимодействия, - это крайне важно.
В то же время очень важно соединение усилий в нашей общей созидательной деятельности. В небольших масштабах я бы мог привести программы Союзного государства, которые объединяют усилия ученых, инженеров, техников и других специалистов. Сотрудничество распространяется и на области освоения космоса, атомные технологии, техническое сотрудничество, военное сотрудничество и так далее.
Но из всего этого нам всем нужно выбирать то, что создает основу нашего будущего благополучия. И здесь я бы, конечно, большое внимание уделил развитию инфраструктуры, которая связывала бы наши два государства более плотно и которая давала возможности для усиления экономического взаимодействия не только между нами, но и с внешним миром. Если с пристрастием посмотреть на карту в той части, где Беларусь граничит с Россией, то на территории России еще много надо сделать, чтобы у нас были выходы и на Республику Беларусь, и дальше, в Западную Европу. Проекты строительства скоростных автодорог, скоростных железнодорожных магистралей, - я считаю эти вопросы очень важными. Если этого не будет, то говорить о каком-то едином пространственном развитии нашего Союзного государства можно только в теории.
Мы всегда говорим о снятии барьеров, о создании единого пространства в экономике, в промышленности, в научно-технической деятельности. Мы делаем это ради того, чтобы у нас выстроилась некая единая промышленная политика. И здесь очень уместно вспомнить опыт Советского Союза. Соотношение производств в Республике Беларусь и в Российской Федерации развивалось гармонично. Беларусь была сборочным цехом, на ее территории располагались высокотехнологичные производства. Россия была, помимо прочего, источником сырья, источником научных кадров. Этот опыт, пусть на другой основе, на нынешних рыночных реалиях, должен учитываться.
Надо сказать, что в Союзном государстве заложен такой опыт. Он решает далеко не все экономические проблемы наших стран. Но есть ростки такого положительного примера, который можно было бы использовать в более широких масштабах. Я говорю о программах Союзного государства, которые успешно реализуются в течение многих лет и дают инновационный продукт, который востребован в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, космосе и других сферах.
На десятилетия вперед
Все участники конференции сошлись на том, что сегодня, после пандемии коронавируса, Россию и Беларусь ждет новый этап интеграционной работы. Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев напомнил, что осенью прошлого года были согласованы дорожные карты – программы действий по углублению интеграции на уровне отраслевых министерств.
Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев
- Это была профессиональная партнерская работа всех без исключения целевых министерств наших стран, - сказал Дмитрий Мезенцев. – Это делалось ради того, чтобы интеграция получила новый импульс, чтобы очевидные выгоды экономической интеграции были зримо видны не только в статистических данных, но чтобы выгоды от интеграции ощущали люди. Итог этой работы – это не только дорожные карты и программа действий по реализации Союзного договора, это еще новая практика, новый опыт, новая система взаимоотношений, которая показывает, что мы можем договариваться.
- Есть прекрасные примеры сотрудничества, - сказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Владимир Семашко. – Сегодня упоминали Островецкую АЭС. Я стоял у истоков ее создания, когда меня вызвал Александр Григорьевич Лукашенко и сказал: надо диверсифицировать энергетику, а то у нас 95 процентов энергетики на газу. Пришлось с нуля начинать. Были разные варианты партнерства – и с французами, и с американцами, и с японцами и даже с китайцами. Но я всегда был сторонником того, чтобы строить станцию вместе с россиянами. У меня в жизни было около 30 проектов разного масштаба. Атомная станция, конечно, самый масштабный. Была масса проблем – и научные, строительные, и пуско-наладочные, и административные. Но люди всегда были настроены на то, чтобы вместе решать проблемы, даже самые сложные.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Владимир Семашко
По словам российского и белорусского депутатов, межпарламентская повестка становится с каждым годом все насыщеннее.
- Большой импульс к этому нам дает работа Постоянного Комитета Союзного государства и его Госсекретаря Григория Алексеевича Рапоты, - сказал председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. – Программы Союзного государства реализуются все более эффективно. Сегодня задача Парламентского Собрания Союзного государства – как можно серьезнее способствовать реализации этих важнейших программ, в том числе в наукоемких областях промышленности.
А коллега Леонида Слуцкого, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрей Савиных прямо заявил, что готов поддержать инфраструктурные проекты, о которых говорил Григорий Рапота.
- Если говорить непосредственно о нашем парламентском взаимодействии, я бы выделил здесь несколько приоритетов, - сказал Андрей Савиных. - Нам надо продолжить активную работу над сближением законодательства двух стран. У нас уже есть хороший опыт мониторинга законопроектов в создании единого правового пространства. Только в начале этого года мы проанализировали на сочетаемость более 370 законопроектов обеих стран. Это хороший опыт, его надо продолжать. Не меньше внимания следует уделять программам Союзного государства. Я полагаю, нужно внимательнее посмотреть на союзные программы, посвященные биотехнологиям, робототехнике, аддитивным технологиям – то есть технологиям следующего технологического уклада, который будет составлять основу экономики XXI века. Григорий Алексеевич Рапота говорил об интересных инфраструктурных проектах. Я со своей стороны, как и другие депутаты белорусского парламента, готов поддержать эти начинания. И я согласен с тезисом Григория Алексеевича о том, что мы должны предъявить будущему и нынешнему поколению реальные достижения, которые будут говорить о том, что наш регион состоялся и создал серьезный задел на десятилетия вперед.