Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Мероприятия

22.07.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Фото автора и belta.by

Запуск БелАЭС может дать импульс развитию и Беларуси, и всего Союзного государства

Заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин выступил на конференции, посвященной скорому запуску Белорусской АЭС

Готовность к запуску первого энергоблока Белорусской атомной станции, строящейся в Островце, исчисляется неделями. Об этом сообщил заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин во время онлайн-конференции «Атомная энергетика в Беларуси: выгоды и перспективы». По словам Алексея Кубрина, введение БелАЭС в энергосистему страны даст толчок новым отраслям и энергоемким технологиям. К примеру, в перспективе Беларусь может обеспечить электроэнергией всю высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург - Минск - Варшава - Гамбург, строительство которой сейчас обсуждается на самом высоком уровне.

«Зеленая» энергия

Организатором конференции «Атомная энергетика в Беларуси: выгоды и перспективы» выступил Центр изучения перспектив интеграции (ЦИПИ) в партнерстве с Постоянным Комитетом Союзного государства. Форум планировался еще в начале года, однако пандемия внесла в эти планы существенные коррективы. Теперь же, когда до физического запуска первого энергоблока БелАЭС осталось совсем немного, отступать, то есть откладывать конференцию, уже некуда.

Открыл дискуссию заместитель Госсекретаря Союзного государства Алексей Кубрин.

- 9 августа 2012 года Александр Григорьевич Лукашенко заложил капсулу с посланием будущим поколениям на площадке строительства Белорусской атомной станции, - сказал Алексей Александрович. - То есть прошло всего 8 лет, и через 2-3 недели мы станем свидетелями загрузки ядерного топлива и физического запуска первого блока АЭС. Срок очень небольшой, обычно при строительстве АЭС к этому этапу подходят через 10 лет.

Это знаковое событие со многих точек зрения. Прежде всего - с политической. Это очень важный проект для Союзного государства. А для Беларуси это переход на новый уровень энергоэффективности экономики, усиление конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Сегодня мы можем ожидать модернизацию всего энергетического комплекса страны. Беларусь - и так профицитное, с точки зрения электроэнергии, государство, а поступление дополнительно сначала 1 гигаватта, а потом, через год, еще одного гигаватта – это весьма ощутимый вклад в возможности развития государства.

Очевидно, что после запуска БелАЭС можно ожидать коренную перестройку системы функционирования экономики государства. Это и уход от зависимости от углеводородов, и создание новых рабочих мест, и внедрение новых, технологически чистых направлений энергетики. Беларусь – одно из первых государств на постсоветском пространстве, которое выходит на уровень, как мы говорим, «зеленой» энергетики.

Как только произойдет полноценное подключение БелАЭС к энергосистеме, нужно будет максимально эффективно использовать электроэнергию. Нужно находить энергоемкие производства и проекты. Это могут быть и малотоннажная химия, и современное стекольное производство, и новая металлургия и многое другое.

Естественно, в этот список попадает и высокоскоростная магистраль. Обсуждение ее строительства сейчас ведется на самом высоком уровне в России и Беларуси. Пилотный проект – Санкт-Петербург - Минск - Варшава - Гамбург. Только один поезд такой магистрали во время следования потребляет больше 10 мегаватт. Если правильно организовать взаимодействие с Западной Европой, Беларусь может выступить в качестве основного источника электроэнергии на всем протяжении этой артерии.

Сейчас весь мир переходит к использованию электротранспорта. Насколько известно, технологии создания такого транспорта сейчас серьезно разрабатываются Национальной академией наук Беларуси, есть реальные прототипы. Поэтому дополнительную электроэнергию можно использовать не только в общественном транспорте, но и весьма широко. Например, легковые и малотоннажные автомобили. О крупных грузовых автомобилях речь пока не идет, но для автотранспорта грузоподъемностью 1,5-2 тонны в Беларуси уже есть полностью проработанные технологии.

С пуском БелАЭС появляются возможности в ближайшее время проработать и другие технологии – на базе Союзного государства и с использованием сочетания потенциалов российской экономики и промышленности с одной стороны и белорусской научно-технологической базы - с другой. Нужно уже сегодня смотреть в будущее. Запуск БелАЭС, который мы ожидаем в ближайшее время, может дать импульс развитию и Беларуси, и всего Союзного государства. Да и всех стран, входящих в Евразийское пространство.

000021_1595422978_399625_big.jpg

фото belta.by


С 95 процентов до 55

Работы на стройплощадке АЭС, особенно ее первого энергоблока, идут полным ходом. Как следует из выступления директора Департамента по ядерной энергетике Минэнерго Беларуси Василия Полюховича, строительно-монтажные работы на первом энергоблоке и общестанционных сооружениях выполнены на 98 процентов – завершаются отделочные работы и идет благоустройство территории. В мае этого года на площадку АЭС было доставлено свежее ядерное топливо. Оно прошло входной контроль, размещено в хранилище и готово к загрузке в реактор. На втором энергоблоке около 72 процентов строительно-монтажных работ завершены, идет подготовка к пуско-наладочным работам.

Василий Полюхович согласился с тем, что строительство Островецкой станции даст мощный импульс развития не только энергетики, но и многих смежных отраслей экономики..

- Наш совместный с Россией проект – это сотрудничество на десятилетия, в том числе и в рамках Союзного государства, - сказал Полюхович. - Сооружение атомной электростанции даст значительный импульс развитию Беларуси, а также интеграционных связей в рамках Союзного государства. Прежде всего, это позволит повысить уровень энергетической безопасности за счет диверсификации топливно-энергетических ресурсов. Сейчас 95 процентов электроэнергии у нас производится за счет сжигания природного газа. После запуска АЭС мы сможем снизить долю потребления газа в топливно-энергетическом балансе страны до 55 процентов. Кроме того, мы внесем вклад в экологию нашей страны и всего континента: использование мирного атома позволит снизить выбросы на 7-10 миллионов тонн в год. При этом у нас беспрецедентно высокий уровень локализации, - сказал Василий Полюхович. – 51 процент общего объема работ выполнен белорусскими подрядными организациями. А если брать строительные работы – то все 70 процентов.

Как будут готовить кадры для эксплуатации АЭС? Как выяснилось, в белорусских вузах с 2008 года ведется обучение специалистов для Островецкой АЭС. Будущие ядерщики учатся в трех вузах – БГУ, БГТУ и БГУИР. В общей сложности подготовлено около 750 человек. Кроме того, в России было подготовлено порядка 600 специалистов.

Любопытно, что в 2016 году заработал специальный учебно-тренировочный центр, оснащенный полномасштабным тренажером управления станцией. Как сказал представитель Минэнерго Беларуси Василий Полюхович, Всемирная организация операторов атомных станций рекомендовала учебно-тренировочный центр для подготовки персонала атомных станций для стран-новичков, которые будут строить атомные станции в сотрудничестве с Росатомом.

А безопасность? Этот вопрос сильно волнует жителей и Беларуси, и соседей. На конференции выступила начальник департамента по ядерной и радиационной безопасности белорусского МЧС Ольга Луговская. По ее словам, за годы строительства станции проделана огромная работа по формированию инфраструктуры безопасности ядерной энергетики.

- Основные компоненты этой инфраструктуры – создание регулирующего органа и подготовка специалистов для него, - сказала Ольга Луговская. – Кроме того, была разработана нормативно-правовая база. Здесь у нас огромная поддержка России. У нас есть законодательно закрепленная возможность использовать нормативные документы России, идет адаптация этих документов, переработка с учетом нашей специфики. Кроме того, за последние годы создана инфраструктура научно-технической поддержки. Это 17 научных и образовательных учреждений, которые проводят экспертизу различных аспектов реализации проекта на предмет безопасности и участвуют в процессе лицензирования. Должна отметить, что все эти направления развивались с огромной поддержкой со стороны российских организаций, прежде всего с "Росатомом" и его Технической академией.

Новая отрасль

Центр изучения перспектив интеграции к конференции выпустил целый доклад «Мирный атом на постсоветском пространстве» (изучить его можно здесь). Как сказал гендиректор Центра Сергей Рекеда, строительство БелАЭС – это не просто строительство одной станции, а создание отрасли ядерной энергетики в Беларуси.

- БелАЭС выступает катализатором экономической и научно-технической интеграции России и Беларуси, - сказал Сергей Рекеда. - Формирование новой отрасли и последующая инфраструктурная трансформация требуют создания систем подготовки кадров, разработки инноваций. Это означает тесное взаимодействие между целым рядом ведомств, научных и производственных коллективов. Взаимодействие идет даже на молодежном уровне – только за 2019 год на БелаАЭС работало 250 студентов из 8 белорусских и трех российских студенческих отрядов. Активное взаимодействие не прекратится и после запуска проекта. Напротив, эксплуатация АЭС потребует участия и российских, и белорусских специалистов. При этом создаваемая новая отрасль экономики потребует постоянного развития, а значит - новых совместных научных исследований и разработок.

По общему мнению участников конференции, БелАЭС обещает стать настоящим драйвером развития и экономики, и интеграционных процессов. В связи с этим корреспондент нашего сайта задал вопрос заместителю Госсекретаря Союзного государства Алексею Кубрину.

- В связи с запуском АЭС какие совместные российско-белорусские проекты могут быть проработаны и реализованы в ближайшем будущем? Ведь высокоскоростная магистраль – все-таки отдаленная перспектива...

- Я бы не сказал, что высокоскоростная магистраль – такая уж отдаленная перспектива, - ответил Алексей Кубрин. – Еще недавно о белорусской атомной станции мы тоже говорили как о далеком будущем, а теперь стоим на пороге ее открытия. Но есть и другие сферы. В первую очередь, это создание новых аккумуляторов. Ведь сейчас накопители электроэнергии для того же электротранспорта мы вынуждены закупать за рубежом. Вообще, если говорить о создании широкого спектра электромобилей, нужно понимать, что в России есть и производственные мощности, и достаточно большой опыт создания легковых автомобилей. А в Беларуси таких технологий практически нет. Так что в перспективе можно рассматривать совместный проект создания легковых и малотоннажных грузовых автомобилей.

Не стоит забывать о том, что в ходе масштабной электрификации в больших объемах нужна кабельная продукция. Для производства кабеля необходимо создать сырьевую базу, в первую очередь - высокотехнологичные изоляционные материалы. Температурные изменения в последние годы стали очень резкими и неожиданными, нам необходимы материалы, способные держать от минус 50 до плюс 50. И при этом нужно уходить от зависимости от импорта. Это тоже может быть достаточно серьезным инфраструктурным проектом, нужно создавать новые лаборатории и производственные мощности.

Мы серьезно отстаем в производстве двигателей. Как это ни грустно, но сегодня и российский, и белорусский крупный автотранспорт производится с использованием зарубежных двигателей. Поэтому можно задуматься о создании современного высокотехнологичного союзного двигателя.

Можно перечислять и дальше. Но здесь я обозначил то, что в рамках приоритетных направлений развития Союзного государства мы уже рассматриваем - и достаточно близко.