Фото: Григорий Рапота и Член Совета Федерации Андрей Кутепов
Затянутое дождевыми тучками небо, изморозь и тут же - здоровенный самосвал «БелАЗ» в обрамлении веселых надувных шариков.
- Вчера был День машиностроителя, - словно оправдываясь, говорит один из служащих известного на весь мир предприятия.
Действительно, есть такой праздник, отмечается в последнее воскресенье сентября. "БелАЗу" есть что праздновать: 30 процентов мирового рынка карьерных самосвалов, потребители в 80 странах мира. В этих выкрашенных серо-синим цехах собираются самые большие двуосные машины в мире - 450-тонники.
Следом за днем машиностроителей на "БелАЗ" пришло еще одно торжество. Завод стал площадкой для одной из секций VII Форума регионов Беларуси и России, открывшегося 28 сентября. Это была секция №2 - «Совместные проекты как фактор стабильного экономического развития Беларуси и России».
Впрочем, по времени это была самая первая секция. Она началась в 9 утра. Поначалу предполагалось, что российская делегация будет участвовать в Форуме вживую. Однако в последний момент планы изменились. Форум, как и все подобные мероприятия последних месяцев, прошел в формате видеоконференции. Зато нас, журналистов, в Минск привезли. А потом и в Жодино, на "БелАЗ". Так что выступление Государственного секретаря Союзного государства, которое было запланировано именно в секции №2, мы слушали с экранов.
Все, что объединяет
Речь Григория Рапоты была одна из первых, ее с полным правом можно назвать программной. Госсекретарь рассказал о примерах эффективного российско-белорусского сотрудничества, а также о том, что еще предстоит сделать. Свое выступление Григорий Алексеевич назвал так: «Важнейшие инфраструктурные элементы формирования единого экономического пространства Союзного государства». И первым к этим элементам Госсекретарь отнес схожесть или различия экономических моделей двух стран.
- Дальше следует развитость кооперационных связей, наличие совместных предприятий на территории друг друга, растущий объем товарооборота и - как важное условие этого - устранение торговых барьеров, - перечислял Григорий Рапота. - Реализация важных для России и Беларуси масштабных промышленных, энергетических и иных проектов, развивающаяся инфраструктура в сфере транспорта и связи, научное сотрудничество, создание инновационного продукта. В общем, это все, что объединяет народы двух стран в совместной созидательной деятельности.
По словам Григория Рапоты, каждый из этих элементов может быть предметом отдельного обсуждения. В своем сообщении Госсекретарь Союзного государства остановился лишь на некоторых моментах.
- Существующие различия в экономических моделях не позволили нам, в частности, решить такую задачу, как создание транснациональных промышленных предприятий путем слияния некоторых из них, – продолжал Григорий Рапота. - Речь шла о машиностроительных, химических, радиоэлектронных и приборостроительных предприятиях. Но отрицательный результат - это тоже результат. Он заставил нас задуматься, что же дальше делать. Сейчас мы сконцентрировались на проработке и принятии некоторых правовых документов, которые позволяют сделать более схожими экономические модели наших стран. Это гармонизация законодательных процедур. Кстати, инициатива шла от законодателей, она как раз была провозглашена на Форуме регионов. Это гармонизация налогового законодательства, над чем мы сейчас работаем.
Кооперационные связи между Россией и Беларусью приобретают, по словам Григория Рапоты, все больший масштаб.
- Более восьми тысяч российских и белорусских предприятий связаны производственной кооперацией, осуществляя взаимные поставки сырья, материалов, комплектующих изделий, - говорил Григорий Рапота. - Я думаю, руководители и сотрудники "БелАЗа" могут рассказать об этом достаточно убедительно. О практике создания совместных предприятий можно судить по следующей информации: в Беларуси более 2,5 тысяч организаций с российским капиталом. В том числе 1300 совместных предприятий. Это 40 процентов от всех предприятий с иностранным участием. А на территории России 117 организаций с белорусским капиталом и 45 сборочных производств.
Двусторонний товарооборот между Россией и Беларусью колеблется в разные годы от 35 до 45 миллиардов долларов, что составляет важную часть не только для Беларуси (примерно 45 – иногда больше, иногда меньше процентов экспорта приходится на Россию), но и для самой России, среди торговых партнеров которой Беларусь устойчиво занимает 4-5 место.
Длинный перечень
Масштабные проекты могут, по мнению Госсекретаря, стать драйверами развития наших стран. Один из них – это, конечно, Белорусская АЭС.
- БелАЭС – это два энергоблока суммарной мощностью 2400 Мегаватт, - сказал Госсекретарь Союзного государства. - Пуск первого энергоблока намечен на четвертый квартал 2020 года, пуск второго – в 2022 году. Ввод станции в эксплуатацию позволит обеспечить около трети потребностей страны в электроэнергии, заместить 4,5 миллиарда кубических метров природного газа в год, ежегодно уменьшить выбросы парниковых газов более чем на 7 миллионов тонн. И хотя до выхода АЭС на запланированную мощность остается еще около двух лет, уже сейчас необходимо начать проработку крупных энергоемких проектов. К их числу можно отнести совместные проекты, ориентированные на энергоемкое производство. Это металлургия, стекольное производство, нефтехимия, производство электротранспорта – автомобильного и малотоннажного судостроения. А также комплектующих и силовых агрегатов к ним: электродвигателей, трансмиссий, накопителей энергии. В России и Беларуси имеются производственные мощности для выпуска такой продукции в Ижевске, Нижнем Новгороде. А в Беларуси – в Минске.
Как пример успешных совместных проектов Григорий Рапота упомянул реализуемые проекты по производству тракторов марки «Беларусь»: такие производства есть в Череповце Вологодской области и в Татарстане. А В Брянске на предприятии «Брянсксельмаш» собираются белорусские картофелеуборочные комбайны. В той же Брянской области и в Карелии разворачивается производство лесозаготовительной техники белорусского предприятия "Амкодор".
- Перечень подобный предприятий можно продолжать, - резюмировал Григорий Рапота.
Магистраль и автострада
- Отдельно я бы хотел остановиться на двух транспортных проектах, соединяющих две страны, - продолжил Григорий Рапота. - Первый - это высокоскоростная магистраль. Проект так и называется - "Магистраль". На прошлом Форуме регионов в выступлении Валентины Ивановны Матвиенко прозвучала идея строительства высокоскоростной магистрали, которая соединила бы Санкт-Петербург и Гамбург. Магистраль должна пройти через Минск, Оршу, Варшаву, Берлин, Гамбург. Мы, Постоянный Комитет Союзного государства, взяли идею в проработку, после консультаций во всех четырех государствах была разработана бизнес-модель. Везде отношение к проекту положительное. А проект - это 2,5 тысячи километров. Если он будет реализован, это будет крупнейший проект высокоскоростной магистрали на Европейском континенте. К нему проявили большой интерес банковские структуры и финансовые консультанты, которые занимаются разработкой подобного рода проектов.
Мы предложили модель частно-государственного партнерства, в основном с опорой на частные финансы. Для более образного восприятия этого проекта достаточно сказать, что сейчас в Санкт-Петербург из Минска поезд идет 13-14 часов. Одноколейная дорога с разъездами на вокзалах, частично электрифицирована... Такие дороги мы видим в кинофильмах о гражданской войне. Нам нужно уже переходить на новый технологический уровень. Причем, сразу на самый высокий. Сейчас этот проект прорабатывается на уровне правительств, мне хочется верить, что с поддержкой законодателей он рано или поздно будет реализован.
- Второй проект, который также сейчас разрабатывается, - это проект автострады "Меридиан", - продолжал Григорий Рапота. - Она идет из Китая через Казахстан, Российскую Федерацию и Республику Беларусь дальше в Европу. Идея этого проекта была сформулирована более 10 лет назад министерствами транспорта России, Казахстана и Китая. Но до 2019 года к реализации на российской территории так и не приступали. В Казахстане и Китае проект фактически реализован. По российской территории трасса должна пройти порядка 2 тысяч километров. Сейчас этот проект передан частным предпринимателям - и сразу работа продвинулась радикальным образом. Кроме прочего, с нашим участием проведены консультации с Республикой Беларусь. Я надеюсь, что этот проект будет реализован. Это крайне важно для развития экономик наших государств.
Новая премия
По словам Григория Рапоты, на одном из Форумов Регионов была выдвинута идея отмены роуминга мобильной связи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Исполнительные органы двух государств и Постоянный Комитет приняли это пожелание к исполнению. И люди с большим интересом следят за тем, как эта идея реализуется. На сегодня результат такой: министерства связи двух стран на последнем совместном заседании обещали к 1 октября уже принципиально решить этот вопрос. Технически, возможно, это потребует еще какого-то времени. Однако работа, по словам Госсекретаря, идет достаточно интенсивно.
- Исполнительные органы Союзного государства, а также министерства и ведомства двух стран вносят свой вклад и в развитие сотрудничества в области науки и техники, - сказал Григорий Алексеевич. - Здесь нужно упомянуть программы Союзного государства. Сейчас мы их реализуем 12. Все они главным образом направлены на создание инновационного продукта. Кроме того, по желаниям законодателей принято решение о премии Союзного государства, которая будет вручаться раз в два года в области науки и техники. Эта премия аналогична той, что вручается в области культуры. В 2021 году первая премия была вручена победителям. Кроме того, у нас активно взаимодействуют академии наук. Есть Межакадемический совет, в работе которого Постоянный Комитет принимает самое активное участие. В течение последних пяти лет мы ежегодно проводим Форум научно-технических вузов на базе Белорусского научно-технического университета. Должен сказать, что интерес к этому форуму оказался значительным. Несмотря на то, что этот форум задумывался как мероприятие двустороннего характера, уже на второй год для участия в нем заявились около 20 стран.
Завершить свое выступление я бы хотел тем, что во взаимоотношениях между двумя государствами накоплен очень большой положительный опыт. Развитие сотрудничества идет в разных сферах, перечень постоянно пополняется. Очень хотелось бы, чтобы этот потенциал сохранился и преумножался в будущем.