Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Мероприятия

30.10.2020

Автор: Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Пресс-тур в Чечню: Стерильные теплицы, «Лады» из Аргуна и аэротруба в университете спецназа

Участники организованной Постоянным Комитетом Союзного государства поездки продолжают изучать жизнь северокавказской республики

 Альпинистский штурм

- Палец должен лежать вдоль ствола. Наводим мушку на цель и спокойно, не торопясь, спускаем курок. Старайтесь удержать ствол, чтобы его не подбросило отдачей, - Павел Козлов, старший инструктор Российского университета спецназа под Гудермесом, придерживает мою руку так, словно барышню на вальс выводит. Мы стоим в стрелковой галерее номер три, ствол «Глока» в моей руке подрагивает, но я все равно стреляю. И по-па-да-ю – ура! Я радуюсь еще больше, когда в следующих девяти выстрелах попадаю еще четыре раза. Невероятное достижение, мне кажется, что Павел Козлов готов прямо сейчас позвать меня куда-нибудь в "морские котики". Правда, чуть позже знающие люди просветили меня: с десяти метров в мишень с суповую тарелку попадет даже слепой. «Ну, и ладно», - подумал я, когда Павел Козлов принялся натаскивать следующего в очереди.

FRO_6019.JPG

Корреспондент нашего сайта из пистолета стрелял без промаха. Почти...


Российский университет спецназа расположен на самой окраине Гудермеса. Они открылся в Чечне в 2013 году, это лагерь для повышения квалификации бойцов спецподразделений. Он до сих пор строится, однако уже сейчас сюда приезжают тренироваться отряды «спецов» со всей России. Заезжаешь за холм и попадаешь в настоящий город, созданный для таких тренировок. К крыше одного здания – семиэтажного, я посчитал – приварена кабина вертолета. Это чтобы отрабатывать десантирование в здание с вертолета по канатам.

- Это тактический город. Он представляет собой комплекс зданий, моделирующий городскую застройку всех типов, - объясняет Павел Козлов. –. Жилые дома, школы, поликлиники, офисы, больницы, - все, что может быть захвачено врагом и что нужно у него отбить. В тактическом городе можно отрабатывать все виды штурма, в том числе и альпинистский, с верхних этажей. Вот, например, у дома с вертолетом на крыше все четыре стены разные. Одна панельная, другая кирпичная, третья стеклянная, четвертая деревянная. В зависимости от типа стены технология штурма разная, и каждую можно отработать здесь. Вообще, Российский университет спецназа уникален тем, что здесь на одной территории в 450 гектаров собраны различные направления подготовки спецподразделений. Это и авиационная, парашютная, стрелковая, штурмовая подготовка. В перспективе будет водная подготовка, строятся тактический водоем, а также два бассейна.

Нас, участников пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, привезли сюда как туристов. И, признаюсь, наша группа, а в ней больше 30 журналистов из Беларуси и России, самозабвенно предавались игре в войну. Вы бы слышали, как девушки визжали, когда на военных багги «Чаборз» (переводится как "волк" или "медведь") их катили по крутым проселкам и через горную речку. Стрельба из пистолета и карабина тоже вызвала немалый восторг, а уж полеты в аэротрубе, в которой парашютисты тренируют полет в режиме свободного падения, оставили впечатление поистине незабываемое. Летишь на бреющем, вытянул руки – пошел вверх, поджал – опускаешься вниз.

FRO_5884.JPG

Выше я написал, что в университет спецназа съезжаются отряды со всей России. Каюсь, ошибся: полигоны и стрелковые галереи уже стали международными. Здесь тренировались и соревновались команды Китая, Казахстана и… Беларуси. Не поверите, но в прошлом году на открытом чемпионате Чечни по тактической стрельбе команда белорусских спецназовцев заняла первое(!) место. Президент Чечни Рамзан Кадыров, наблюдавший тогда за финалом, тут же позвонил с поздравлениями помощнику белорусского Президента по нацбезопасности Виктору Лукашенко.

В общем, Российский университет спецназа оказался тем самым местом, где участники пресс-тура смогли пополнить список примеров белорусско-чеченского сотрудничества еще одной записью. Да, строк в нем пока немного, но все же…

В теплицу – как в операционную

Еще одним пунктом, который журналистам предстояло осмотреть, были теплицы компании «ЮгАгроХолдинг». Это совсем молодое производство, две теплицы открылись в 2018 и 2019 годах. Здесь выращивают огурцы и помидоры. Правда, от огурцов пока видны лишь корешки да листочки, а вот помидоры… Прежде чем зайти в теплицу, нас просят надеть халаты и продезинфицировать руки. Словно в операционную заходишь. Но вместо скальпелей и зажимов здесь растений стройные ряды на сотни метров до горизонта. Каждая ветка тянется из отдельной коробочки, она любовно привязана к специальному уголочку. И каждая помидорная гроздь словно просится двинуться по маршруту «коробка-фура-магазин-тарелка».

- На сегодняшний день наши производственные площади – 83 тысячи квадратных метров, - говорит исполняющий обязанности гендиректора «ЮгАгроХолдинга» Эдисолт Джамолдинов. – С каждого квадратного метра мы получаем в год 71,5 килограмма помидоров. А огурцов - 100 килограммов. Это плановые показатели, всего получаем 7017 тонн в год. Выручка с каждой теплицы - 600-615 миллионов рублей. Мы реализуем продукцию здесь, в Чечне, а также поставляем в крупные торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга. Так что когда в следующий раз будете кушать салат, подумайте о том, что, может быть, это наши огурцы и помидоры.

FRO_5154.JPG

В «ЮгАгроХолдинге» найти примеры сотрудничества с Беларусью оказалось труднее. Может быть, семена из Беларуси? Или грунт? Хоть что-нибудь? Ничего! Вся технология закуплена в Голландии. Пробовали перейти на отечественную, но урожайность оказалась ниже почти на 20 процентов. Пойти на такие потери молодой компании ну никак нельзя!

И вдруг - удача! Оказалось, что санитайзеры, то есть коробочки на стене, к которым руки для дезинфекции подносишь, изготовлены в деревне Цнянка Минского района. А еще оказалось, что перед самой пандемией шли переговоры с белорусскими оптовиками о закупке огурцов и помидоров. Ну, ладно, не переговоры, лишь несколько телефонных звонков... Пандемия приостановила эти контакты, но, быть может, вскоре они возобновятся.

Кстати, в теплицах «ЮгАгроХолдинга» мы обнаружили человека, который может засвидетельствовать: в нынешней Чечне безопасно и комфортно. Это заместитель гендиректора по производству Александр Беликов. Он из Кисловодска, много лет работал на подобном агропредприятии. Четыре месяца назад Александра Борисовича пригласили в Грозный. Он переехал и ничуть не жалеет.

- Честно говоря, поначалу опасался, - говорит Беликов. – Но уже через несколько дней, когда узнал город и людей, окончательно решил принять предложение. Семья пока остается в Кисловодске. Но буквально через несколько дней я перевезу жену и детей сюда.

Ну, какие у нас конкуренты?

За 13 минут Саид-Хамзату Джамадаеву нужно успеть многое. Сначала установить полку багажника, потом задние фонари на кузов. Прикрутить все сидения и утрамбовать прокладку ветрового стекла. Через 12 минут машина на конвейере уедет, надо успеть. А потом Саид-Хамзат начнет все снова.

- Когда ты приходишь на завод, то сначала встаешь рядом с наставником, - рассказывает он. – Один день смотришь, потом начинаешь что-то сам делать. Дней через пять ты уже можешь всю работу выполнять самостоятельно. И тогда тебя переводят на другое место конвейера, где ты учишься снова. Потому что это только дилетанты думают, что на конвейере у каждого свой участок и ничего не надо больше знать. У нас каждый должен уметь работать на любом участке. Чтобы, если что, смог подменить товарища-коллегу.

На «Чеченавто», сборочном предприятии АвтоВАЗА в чеченском Аргуне, таких, как Саид-Хамзат, больше 200 человек. Завод был основан в 2008 году, с тех пор здесь выпускает «Лады». Сейчас - «Лады-Гранта» четырех комплектаций, их отгружают в автосалоны Чечни, Южного и Северо-Кавказского округов.

- Когда-то планировалось наладить выпуск 50 тысяч машин в год, - говорит замдиректора «Чеченавто» Руслан Абуев. – Однако сейчас мы отгружаем только 5 тысяч. Почему? Трудно сказать. Ведь все зависит от АвтоВАЗа и альянса «Рено-Ниссан», которому он принадлежит. Наверное, нет спроса. Хотя это очень странно, машина-то хорошая.

FRO_5581.JPG

Из Тольятти в Аргун приходят комплекты автомобильных деталей: кузов, двигатель, колеса…. Раз конвейер сдвигается каждые 13 минут, значит каждые 13 минут сходит новая машина. Получается, что так. Итого 37 автомобилей в день. Авто сразу отправляется на полигон. Нам разрешили самостоятельно проехаться по этому заводскому полигону – нескольким неровным участкам дороги. Первые испытания, экзамен, он позволяет испытателям уловить скрипы и громыхания, которыми, признаемся, славится наш автопром. Здесь, на «Чеченавто», эти неприятности стараются отлавливать и ликвидировать на корню. Иногда получается.

- А кто в Чечне главный конкурент вашей «Лады»? – спрашиваю у Руслана Абуева. Он пожимает плечами.

- Ну, какие у нас конкуренты? - говорит замдиректора. - Только «Лада»!

За последние годы я нигде не видел столько отечественных машин, сколько их в Грозном и других чеченских городах. Так что замдиректора «Чеченавто», наверное, прав.

А вот примеров сотрудничества с Беларусью в цехах «Чеченавто» нам найти не удалось. Даже санитайзеры здесь другие. Что ж, может быть, мы найдем нужные нам примеры в Беларуси? Ну, не может быть, чтобы на дорогах Синеокой не было ни одной «Лады-Гранты» из Аргуна.

Больше фотографий в нашей фотогалерее.