Мероприятия
19.11.2020
Автор: Максим Чижиков
Эксперты: как вытащить людей из соцсетей
В Москве завершился экспертно-медийный форум «Информационная безопасность Союзного государства: современные вызовы и новые технологии»
Мероприятие было организовано Постоянным Комитетом Союзного государства и МИА «Россия сегодня». Второй день форума начался с секции, посвящённой новым и традиционным медиа в информационном пространстве Союзного государства.
Социальный лифт в интернете
Директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Пётр Лидов-Петровский отметил, что соцсети сейчас – это огромный бизнес. 70 процентов людей постоянно сидят в них. А когда у тебя несколько миллиардов пользователей, то это - колоссальный ресурс. Новые СМИ диктуют правила игры. При этом они не только сами хорошо продаются рекламодателям, но и дают зарабатывать пользователям. Интернет-платформы стали хорошим социальным лифтом.
Главный редактор издательского дома «Звязда» Александр Карлюкевич считает, что пока мы обсуждаем новые и традиционные медиа, влиятельными стали Telegram-каналы:
- Пока мы будем говорить о подходах к управлению теми ресурсами, которые находятся не на нашей площадке, и спорить о степени их влияния, а через 5-10 лет, возможно, придём к каким-то результатам, это информационное пространство будет влиять на умы и сознание граждан. Можно спорить о степени его влияния - тут фигурировала цифра – 70 процентов сидят в соцсетях, и я с ней соглашусь, - но пока мы будем думать, как направить ресурсы на оставшиеся 30 процентов, они будут уходить в интернет. И те объективные экспертные мнения о событиях в социально-политической жизни Союзного государства до большого количества наших граждан, пользующихся информацией из соцсетей, просто не будут доходить или будут доходить в извращенном осмыслении.
Как поступить, как найти выход, чтобы не потерять время, как увеличить число потребителей той информации, которую хотят донести наши гражданские институты, направленные на консолидацию общества? Надо согласиться – подготовка медиа-специалистов у нас находится на уровне прошлого века. Поэтому сегодня важно найти ту формулу, которая будет сочетать действительность с устойчивыми форматами. Это связано и с образованием журналистского сообщества, а также технологическими возможностями в части работы с современными медиа.
Бой между буквой и цифрой
Заместитель декана факультета журналистики БГУ по учебной работе и образовательным инновациям Владимир Степанов (по идее, тот самый человек, который и отвечает за подготовку кадров) признаёт отставание, но связывает его и с тем, что на изменение учебных планов порой уходит несколько лет и они не успевают за временем:
- В рамках Союзного государства можно использовать наработки нескольких вузов и создать программу межвузовского обмена.
При этом он убеждён, что нельзя всё свести к бою между буквой и цифрой. Технологии приходят и уходят, а журналистика всё равно остаётся как более устойчивая к изменениям. При этом традиционные СМИ вынуждены сотрудничать с соцплатформами, поскольку они оказывают сильное влияние на национальные медиарынки. И в этом есть угроза национальной безопасности, особенно, если интернет –ресурсы находятся за рубежом.
- Проблема не в том, что люди доверяют интернет-каналам, а в том, что меньше верят профессиональным журналистам, поскольку не видят от них обратной связи, - считает замдекана факультета журналистики БГУ.
Сопредседатель редакционного совета «Евразии. Эксперт» Петр Петровский отмечает, что и евразийская интеграция сталкивается с большими проблемами. В странах ЕАЭС увеличивается число экспертов, пропагандирующих изоляционизм и говорящих о том, что евразийская интеграция не оправдала себя. Мол, вообще не стоило подписывать договор о ЕАЭС. А новые медиа используются для лоббирования узкокорпоративных интересов. Поэтому нет ни продвижения, ни узнавания бренда.
Победа – одна на всех
Специальная секция форума была посвящена 75-летию Победы. Заместитель директора департамента науки и образования Российского военно-исторического общества Виктория Петракова рассказала, что РВИО запустило в этом году крупный портал – фотобанк «Образы войны». Фотографии для него предоставляли архивы, музеи, в том числе и региональные.
- Главное, что он сейчас содержит более 20 тысяч фотографий, и каждый человек может загрузить туда изображение своих близких. Это народный проект, и база постоянно пополняется. Ещё один интересный проект, который работает уже несколько лет, - это портал «Место памяти», который рассказывает о братских захоронениях не только в России, но и в странах СНГ и за рубежом.
Заместитель директора Музея Победы Светлана Любенкова сообщила о межмузейном сотрудничестве в рамках проекта «Территория победы», к которому присоединилось четыре музея из Республики Беларусь.
- Прошли две наши выставки в Новополоцке и в музее Брестская крепость. В мае вышла книга «Раритеты военно-исторических музеев России и Беларуси», в которую вошли истории 100 уникальных экспонатов из шести ведущих музеев наших стран. Одним из ключевых компонентов экспозиции «Подвиг народа», которая работает в Музее Победы, стала трёхмерная композиция «Брестская крепость 1941 год». Часть раритетов для неё были переданы из Брестской крепости - это находки поисковиков, фотографии, истории защитников крепости.
Известный поисковик Сергей Мачинский сделал вывод, что 30 лет назад так много не говорили о Победе. Достаточно было школьных учебников по истории, живых ветеранов дома. Никто не подвергал сомнению нашу роль в этой войне, а о том, чтобы разрушать памятники погибшим солдатам-освободителям, не могло быть и речи.
- Сейчас же молодое поколение в Восточной Европе уверено, что победу в войне одержали союзники. Виновато в этом и наше бездействие. Надо помнить о войне, чтобы она не повторилась. Но воспитать нормального человека на войне нельзя – это тупиковый вариант, на мой взгляд.
А ещё он отметил, что нельзя делить память о войне, мы и так уже разделили границы.
Доцента кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета Валентина Старичёнка больше всего удручает статистика.
- По рейтингам значимость Победы в войне признают всего 50 процентов представителей молодого поколения в Беларуси в возрасте от 16 до 24 лет. При этом у старшего поколения этот показатель – 78%. Такой разрыв очень большой.
Поэтому, на его взгляд, надо объединять усилия.
- Белорусский взгляд на войну ближе всего к российскому. Мы даём фактически одинаковые оценки многим событиям. Надо и дальше развивать эти общие подходы.