Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх
Мероприятия

19.05.2022

Автор: Дарья Иванова

Фото: Пресс-служба Министерства науки и высшего образования России

Дмитрий Мезенцев принял участие в совместном заседании коллегий Министерств науки и образования России и Беларуси, Министерства просвещения России и Госкомитета по науке и технологиям Беларуси

18 мая в Гатчине (Ленинградская область) состоялось совместное заседание коллегий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования Республики Беларусь и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. В мероприятии принял участие Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.

Со вступительными словами выступили Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, Министр образования Беларуси Андрей Иванец, Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Сергей Шлычков. Министр просвещения России Сергей Кравцов обратился к собравшимся по видеосвязи. 

2022-05-18 02.59.26 1.jpg

Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук

Участникам встречи предстояло рассмотреть сразу несколько вопросов: формирование единого научно-технологического и общего образовательного пространств Союзного государства, а также реализацию молодежной политики союза Беларуси и России. Актуальность этих вопросов обозначил в начале своей речи Дмитрий Мезенцев, отметивший, что Россия и Беларусь проводят самостоятельную, независимую политику: 

«Такая политика глав государств, мне кажется, заставляет нас предметно, очень плотно и более эффективно обеспечить конкурентоспособность научных исследований и решить главную задачу по формированию единого научно-технологического инновационного и образовательного пространства Союзного государства». 

Решению этой главной задачи и были посвящены блоки рассматриваемых на заседании тем. 

О ЕДИНОМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 

В рамках первого вопроса повестки была проанализирована деятельность Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, обсужден конкурс на соискание Премии Союзного государства в области науки и техники в 2022 – 2023 годах, рассмотрены аспекты разработки концепций научно-технических программ и реализации совместных инновационных проектов. 

Говоря о значении прикладных исследований для строительства Союзного государства, Госсекретарь подчеркнул: 

«Союзное государство — успешная форма взаимной интеграции. Именно поэтому 4 ноября 2021 года Высшим Государственным Советом одобрен пакт из 28 совместных программ, реализация которых невозможна без опоры на успешные прикладные исследования. Они должны обеспечить движение по формированию единой промышленной политики, политики в агросфере, в сфере финансов и в социальных блоках». 

Дмитрий Мезенцев сообщил о необходимости перехода на совместный учет и систематизацию работ на высокотехнологичном направлении, которые в настоящий момент выполняются и финансируются по большей части разрозненно: 

«Полагаем, что уже сегодня обоснованно перейти на совместный учет и систематизацию таких работ, с тем чтобы обеспечить большую эффективность расходов национальных бюджетов, союзного бюджета, и самое главное – обеспечить нашу синхронизацию ради той самой огромной задачи, которую определили национальные лидеры, главы правительств». 

Обозначил Госсекретарь еще одну приоритетную задачу в области науки – модернизацию межправительственного соглашения о взаимодействии в сфере науки и высоких технологий, которое действует с 1996 года и с тех пор ни разу не обновлялось. 

2022-05-18 11.05.17 1.jpg

О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА  

В ходе дискуссии об образовании в Союзном государстве стороны также обсудили целый ряд вопросов, в том числе – развитие сотрудничества в сфере общего и среднего профессионального образования, совершенствование исторического образования, выработку согласованных действий в условиях приостановления научно-образовательного сотрудничества ЕС с Россией и Беларусью и реализацию Соглашения между белорусским Минобром и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки о сотрудничестве в области государственной аккредитации учреждений высшего образования. Также стороны проанализировали деятельность двух профильных российско-белорусских организаций – Ассоциации школ и Ассоциации вузов. 

Дмитрий Мезенцев заострил внимание участников собрания на историческом образовании: 

«Мы сегодня должны говорить о практике организации воспитательной работы, учебной работы в наших школах. Мы всегда приветствуем и с огромным уважением отмечаем ту последовательную наступательную позицию, которую занимают Владимир Владимирович Путин и Александр Григорьевич Лукашенко – позицию в отношении уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, участникам партизанского движения. Они показывают нам пример уважения и защиты справедливой и честной исторической памяти о Великой Отечественной войне. 

Но мы прекрасно понимаем, что выросло новое поколение, которое, может быть, мало что знает об этом, и поддержать их погружение в нашу историческую правду – одна из важнейших задач. В этом плане я хотел бы, чтобы к той работе, которая сейчас завершается Министерствами обороны двух государств по подготовке предложений проекта Центра военно-патриотического воспитания на Кобринских рубежах Брестской крепости, подключились и Министерства просвещения и образования двух наших стран». 

Госсекретарь поделился своим видением такой работы, в которую, по его мнению, необходимо активнее включать подрастающее поколение: 

«Наверное, относительно несложно выделить деньги, которые будут строителями освоены за три года, и с иголочки представить хорошо компьютеризированный интерактивный музей, посвященный истории Великой Отечественной войны. Но без участия ребят на этапе подготовки, без их включенности в волонтерское движение, без работы на стройке, без поисковой работы этот музей не будет им близким. 

Мне кажется, широкая кампания (в самом хорошем смысле слова) по привлечению россиян и белорусов к работе на рубежах Брестской крепости и сопровождение такой работы масштабной общественной дискуссией в школьной, студенческой аудиториях по-настоящему необходимы». 

Без открытого, честного диалога между поколениями поставленные цели вряд ли будут достигнуты, поэтому выстраивание такого общения – важная союзная задача, для решения которой уже запланирован ряд шагов: 

«Заслуживает внимания предложение по созданию межведомственного общественно-государственного совета по делам молодежи Союзного государства. Это предложение Сергея Сергеевича Кравцова. По проведению телемостов для школьников Беларуси и России, регулярных конкурсов. И, естественно, мы хотим предложить ряд творческих конкурсов для ребят, которые занимаются формированием фильмов, даже мультфильмов, комиксов – они могли бы активно включаться с нашей поддержкой. 

Просветительские проекты Союзного государства объединяют школьников и студентов, педагогов: «Без срока давности», «Беларусь и Россия: образ общей истории». Патриотическая кадетская смена ежегодная Союзного государства «За честь Отчизны» может приветствоваться и расширяться только при поддержке Министерства образования и Министерства просвещения России». 

2022-05-18 11.05.22 1.jpg

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ 

Рассматривая ход реализации молодежной политики в Союзном государстве, участники встречи уделили внимание совместному плану мероприятий Министерства науки и высшего образования России и Министерства образования Беларуси, а также X Российско-белорусскому молодежному форуму. Еще одной важной темой стала премия Союзного государства для молодых ученых, которую еще предстоит учредить. В связи с этим Дмитрий Мезенцев отметил, что признание заслуг необходимо и молодым ученым, трудящимся на благо Союзного государства: 

«Мы поддерживаем инициативу Министерства образования и науки России, Министерства образования Беларуси о том, чтобы премия была учреждена также в отношении работ молодых ученых. Здесь нет никаких принципиальных препятствий, мы не допустим бюрократического забалтывания. Мне кажется, что их совместная комиссия, над предложениями которой мы завершаем работу, может, уже в самое ближайшее время начать собирать заявки с тем, чтобы многих ребят по-настоящему поддержать, в том числе и материально». 

СПРАВКА

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о научно-техническом сотрудничестве вступило в силу 28 июня 1996 года. 

В нем Правительства стран-союзниц, «учитывая исторически сложившиеся научно-технические связи между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, желая развивать и укреплять сотрудничество между двумя странами в области науки и техники, и тем самым внести вклад в экономическое и социальное развитие обеих стран» договорились «содействовать научно-техническому сотрудничеству на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, создавая для этого необходимые организационные, правовые и финансово-экономические условия».

Читайте также:

ТАСС: Мезенцев: патриотическим проектам СГ нужна поддержка Минобрнауки и Минпросвещения РФ

ТАСС: Мезенцев: сбор заявок на премию СГ для молодых ученых может начаться в ближайшее время

ТАСС: Мезенцев отметил важность обновления соглашения России и Белоруссии в сфере науки

ТАСС: Мезенцев заявил, что союзные программы важно финансировать систематизированно

SB.by: Мезенцев: важно сформировать единое инновационное и образовательное пространство СГ

БелТА: Мезенцев: важно сформировать единое инновационное и образовательное пространство СГ

Soyuz.by: Мезенцев заявил об интенсификации формирования единого инновационного и образовательного пространства СГ 

РИА Новости: Мезенцев: нужно обновить соглашение о сотрудничестве в сфере науки

МИР 24: В Гатчине обсудили сотрудничество России и Беларуси в сфере образования и науки