Рекомендации заседания Научно-экспертного совета при Постоянном Комитете Союзного государства на тему «Регулирование цен в Республике Беларусь и Российской Федерации» 18 сентября 2025 г.
В Научно-экспертном совете при Постоянном комитете Союзного государства была создана Экспертная группа по направлению «Конкуренция и антимонопольное регулирование». 18 сентября 2025 года под председательством Государственного секретаря Союзного государства С.Ю. Глазьева состоялось первое её заседание, которое было посвящено вопросам ценообразования.
Базовые ценностные установки в политике ценообразования задаются Президентами наших стран, находятся в конституционном поле и определяются в рамках законодательных и иных правовых актов. Справедливое ценообразование имеет большое значения для населения и социальной сферы, для бизнеса. Объективные индикаторы цен важны для государственной политики, в том числе проведения экономической, промышленной, отраслевой, налоговой, бюджетной политики.
Справедливые цены и справедливые условия конкуренции на рынке взаимно обусловлены. Если условия на рынках на отвечают условиям справедливой конкуренции, не соответствуют целям и задачам государственной политики, интересам потребителей и производителей, то государство имеет развитые инструменты антимонопольного регулирования, а также прямого ценового (тарифного) регулирования чтобы восстановить законность и справедливость.
На обсуждении представителями уполномоченных органов власти (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле Республики Беларусь (далее - МАРТ) и Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС) были отмечены основные принципы государственной политики в вопросах ценообразования, а также направления повышения эффективности государственной политики, как в рамках программных документов, так и с учётом анализа текущей и будущей ситуации на товарных рынках. Для учёта обратных связей с рынком и обеспечения научной проработанности выступили члены Экспертной группы и приглашенные эксперты. Они также дали предложения по межгосударственной и государственной политике по различным аспектам ценообразования.
В рамках заседания были обсуждены базовые подходы в РБ и РФ по макроэкономическим основаниям и государственной политики по выбору сфер применения свободного ценообразования и сфер регулирования цен (тарифов). Были обсуждены особенности наших стран по регулированию тарифов естественных монополий, а также особенности и основания регулирования цен в иных сферах деятельности. Наряду с МАРТ и ФАС России, на которые возложены основные обязанности ценового (тарифного) регулирования, также регулированием цен (тарифов) занимаются отраслевые ведомства, а также региональные и местные власти.
Были обсуждены подходы к ценообразованию во внешнеэкономической деятельности между РФ и РБ, в рамках ЕАЭС, с третьими странами. Отдельно участники заседания остановились на обсуждении вопросов влияния ограничительных мер во внешнеэкономической деятельности на уровни и динамику нерегулируемых цен.
Детальное обсуждение состоялось по вопросам антимонопольных подходов контроля ценообразования в РФ и РБ. Это касается, в частности, вопросов выявления и пресечения случаев установления монопольно высоких и монопольно низких цен, дискриминационного ценообразования, установления экономически или иным образом не обоснованных различий цен, ценовые сговоры, нарушения условий ценообразования в рамках государственных закупок и др. Для выводов антимонопольных органов важные уровни справедливых цен на сопоставимых рынках. А при отсутствии таковых оценке подлежат экономически обоснованные затраты и прибыль. Здесь важно понимание в подходах в оценке обоснованности уровней и динамики цен, а также основных влияющих факторов.
Участники заседания обсудили вопросы и практику определения представительных индикаторов цен, которые получаются по результатам торгов или обмена информацией на торговых платформах и маркетплейсах. Процессы цифровизации создают возможности для усиления условий конкуренции на рынках услуг связи и информационных технологий, увеличения многообразия сервисов и продуктов. Подходы к ценообразованию в роуминге в РБ и РФ могут быть тиражированы в ЕАЭС и третьих странах.
Объективные рыночные индикаторы цен на товары и услуги начинают формироваться на организованных (биржевых) торгах. Важное значение имеют биржевые котировки на рынке наличных товаров и индикаторы цен, которые формируются на основе регистрации цен внебиржевых сделок по биржевым товарам. На основе надёжных индикаторов на рынке наличного товара формируются и надёжные индикаторы цен товарных деривативов. В совокупности это позволяет не только получать объективные индикаторы цен, но применять инструменты управления рисками (хеджирования) колебаний цен в условиях меняющейся конъюнктуры на рынках РБ и РФ, на территории Союзного государства, в раках ЕАЭС и СНГ, БРИКС+ и ШОС+.
По итогам обсуждений готовятся рекомендации Экспертной группы для Постоянного Комитета Союзного государства, а также формируется повестка следующих заседаний.
Рекомендации Научно-экспертного Совета.
1) Уполномоченным органам власти при подготовке предложений по основам ценообразования ориентироваться на ценностные установки, сформулированные в решениях (Указах) Президентов РБ и РФ и Основного закона (Конституции) РБ и РФ.
2) Отметить, что свобода предпринимательства является важнейшим элементом экономического суверенитета. В современных условиях это вновь продемонстрировал частный бизнес, который на фоне незаконных односторонних санкций и внешних попыток сдержать Беларусь и Россию доказал, что умеет адаптироваться к быстро меняющейся конъюнктуре, в непростых условиях обеспечивать рост экономики.
3) Исходить из того, что совершенствование вопросов регулирования тарифов является одним из направлений государственной конкурентной политики. Применительно к регулируемым ценам (тарифам) ориентиры госполитики направлены на долгосрочное, гибкое, проконкурентное тарифообразование.
4) При выборе сфер применения свободного ценообразования и сфер регулирования цен (тарифов) необходимо исходить из макроэкономических оснований, учёта особенностей ситуации и положения поставщиков (производителей) товаров и услуг на отраслевых рынках и необходимости защиты интересов потребителей.
5) Справедливые цены и справедливые условия конкуренции на рынке являются взаимно обусловленными. Если условия на рынках не отвечают условиям справедливой конкуренции, не соответствуют целям и задачам государственной политики, интересам потребителей и производителей, то государство имеет развитые инструменты антимонопольного регулирования, а также прямого ценового (тарифного) регулирования чтобы восстановить законность и справедливость.
6) На рынках социально значимых товаров и услуг уровень потребительской инфляции является объективным сдерживающим фактором для роста нерегулируемых цен и регулируемых тарифов вследствие уровня и динамики пенсий и заработной платы. По цепочкам продаж от производителей до конечных потребителей ситуация может отличаться и механизмы формирования цен могут отличаться. К примеру, розничные цены на нефтепродукты в среднем по году меняются с темпами, близким к темпам инфляции. А цены в оптовом звене колеблются в более широких диапазонах, их объективность определяется индикаторами биржевых и внебиржевых цен.
7) Для целей анализа рыночности и обоснованности цен важное значение имеют индикаторы цен сопоставимых рынков. При отсутствии сопоставимых рынков объективность и обоснованность цен определяется исходя из обоснованности затрат и прибыли. Рекомендуется ФАС и МАРТ выработать согласованные подходы к выбору и оценке сопоставимых рынков, а также к методологии анализа затрат и прибыли.
8) На динамично развивающихся рынках, особенно в условиях цифровизации, значение приобретает не ценовая, а продуктовая конкуренция. Критериями эффективности в этом случае является расширение продуктовой линейки, выпуска принципиально новых товаров и услуг. Рекомендуется ФАС и МАРТ доработать подходы к анализу рынка в условиях
9) Биржевые котировки и индексы внебиржевых цен, наряду с индексами цен сопоставимых зарубежных рынков формируют объективные индикаторы рыночных цен. Важными являются инициативы по выводу на биржу основных сырьевых товаров, которые стоят в основе последующих цепочек переработки и поставки товаров. Важно определиться с их перечнем. Должны применяться механизмы хеджирования рисков колебаний цен. Государство может вводить дополнительные меры по обеспечению достаточного производства, хранения и доставки базовых товаров, задействования при необходимости государственных и коммерческих резервов.
10) Биржевая торговля и сопутствующие меры «полного цикла», указанные в п.7, рекомендуется в полном объёме реализовать в РБ и в РФ, как на национальных рынках, так и в масштабах Союзного государства. Эта практическая работа должна стать основой для функционирования Общих биржевых рынков товаров и товарных деривативов ЕАЭС и СНГ, БРИКС+, ШОС+.
11) Условия ценообразования могут отличаться на национальных рынках РБ и РФ и на межгосударственных рынках. Так, некоторые сферы могут функционировать в условиях конкуренции на национальных рынках, а на межстрановых рынках могут функционировать в условиях конкуренции. Большое значение может иметь поэтапный переход от применения более жестких методов ценового регулирования к более мягким и гибким, а в последующем – к дерегулированию. В России такой опыт накоплен в сфере морских портов, грузового и пассажирского железнодорожного транспорта, услугах электрической связи и других.
Рекомендуется завершить процессы «отмены» роуминга при поездках граждан РБ и РФ исходя из принципа «в роуминге как дома». Тиражировать этот опыт в рамках ЕАЭС и СНГ, а в последующем - также и во взаимоотношениях с третьими странами.
Рекомендуется рассмотреть возможности построения гибкой тарифной системы и в последующем дерегулирования тарифов в пассажирском дальнем и пригородном (межобластном) железнодорожном сообщении, ориентируясь на условия межвидовой конкуренции с автомобильным и авиационным транспортом.
12) Индикаторы цен, формирующихся на торгах по государственному и муниципальному заказу, не всегда однозначно увязываются с уровнями рыночных цен, сложившихся в экономике в целом. Это может быть обусловлено тем, что условием объективности цен размещения государственного (муниципального) заказа является условия конкурсности. На проверку соблюдения процедур проведения торгов направлены и меры контроля. Между тем, актуальны и вопросы соотнесения цен государственных (муниципальных) контрактов уровню рыночных цен, вопросы целевого использования средств и качества исполнения госзаказа, возможности задействования подрядчиков из РБ и РФ и др. Предлагается провести на эту тему отдельное заседание Экспертной группы и подготовить соответствующие рекомендации.