Прием граждан Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

Протокол выездного заседания Научно-экспертного Совета при Постоянном Комитете Союзного государства по теме «Реализация проектов коммуникационных систем на базе технологии струнного транспорта в рамках Российско-Белорусского партнёрства» 10 октября 2025г

Мероприятие прошло в  Республике Беларусь в экопарке «Акварель»

Дата проведения: 10 октября 2025 г.

Место проведения: Республика Беларусь, г. Марьина Горка, Экопарк «Акварель»

Председатель: Агеев А.И. 

Секретарь: Ткачук С.П.

Присутствовали: Артюшевский С.В., Белоусов И.В., Быков А.А., Витязь П.А., Власовец Е.Н., Галямова М.Г., Гаранин В.Н., Гарах В.А., Говорухин В.П. (онлайн), Гриневич В.Е., Гришкевич С.А., Гулевич И.И., Жевняк В.Г., Исаев Д.А., Исхаков И.И. (онлайн), Кащук Ю.А., Колосова М.В. (онлайн), Косарева Н.Г., Кубышкин М.В., Кусяк В.А., Лапковский В.Л., Маркевич А.М., Михеева Т.В. (онлайн),  Никульшина М.А., Петерсон И.В., Петров Е.О., Рахманов С.К., Розенберг И.Н. (онлайн), Степаненко А.В., Ткачук С.П., Цыпляев А.Д., Черников А.В., Чижик С.А., Шебзухов Ю.А., Щербаков С.С. (онлайн).

1. Слушали:

Докладчиков по теме реализации струнного транспорта в рамках Союзного государства. На основе представленных материалов (доклады 1–5) обсуждены следующие ключевые аспекты:

1.1. Техническая зрелость технологии (докладчик – Гарах В.А.)

• Технология струнного транспорта Юницкого достигла уровня готовности TRL 7–8, подтверждённого действующими и строящимися проектами в Республике Беларусь («Акварель», «Сосны») и испытательными центрами в Республике Беларусь.

• По струнным технологиям зарегистрированы 3 стандарта Беларуси, идёт процесс их переоформления в межгосударственные ГОСТы.

Решили: рекомендовать ускорение сертификации струнных транспортных комплексов и разработки нормативной базы для масштабирования технологии, путём подготовки проекта единого технического регламента Союзного государства «О безопасности струнных транспортных комплексов».

1.2. Технико-экономические преимущества (докладчик – Власовец Е.Н.)

• Капитальные затраты на строительство струнного транспорта в 5–7 раз ниже, чем на высокоскоростные железнодорожные магистрали в эстакадном исполнении, сроки строительства сокращены до 12–18 месяцев за 100 км.

• Энергоэффективность системы составляет 0,05–0,07 кВт·ч/тонно-км, что в 3–5 раз ниже показателей автомобильного транспорта.

Решили: предложить докладчику обосновать возможность использования струнных транспортных комплексов при создании транспортно-логистических коридоров между приграничными регионами и столицами Союзного государства.

Сроки: до 01 апреля 2026 г.

1.3. Текущий этап внедрения (докладчик – Петров Е.О.)

• Реализованы пилотные проекты в Республике Беларусь, ведутся переговоры по адресным проектам практически во всех регионах Российской Федерации.

• Разрабатывается пилотный кластер линейного города в коридоре «Москва–Минск» протяжённостью 25–30 км.
Решили: создать рабочую группу в составе членов Совета для координации адресных проектов в регионах Российской Федерации и Республике Беларусь.

Сроки: сформировать рабочую группу и утвердить состав до 31 октября 2025 г.; утвердить до 30 ноября 2025 г. план работ рабочей группы. 

Координатор: ЗАО «Струнные технологии».

1.4. Высокоскоростной струнный транспортно-инфраструктурный комплекс «Москва–Минск» (докладчик – Артюшевский С.В.)

• Проект интегрирует транспортную магистраль с концепцией «линейного города», обеспечивая скорость сообщения до 500 км/ч.

• Экономический эффект: создание порядка 100 тыс. рабочих мест, окупаемость инфраструктурного проекта за 7–9 лет.

Решили: признать проект соответствующим стратегическим интересам Союзного государства.

Сроки: подготовить до 31 декабря 2025 г. рекомендации о включении проекта «Высокоскоростной струнный комплекс «Москва-Минск» в перечень проектов Союзного государства. 

1.5. Пилотный кластер линейного города (докладчик – Кубышкин М.В.)

• Участок 25–30 км в коридоре высокоскоростного струнного комплекса «Минск–Москва» может стать пилотным (тестовым) кластером для отработки урбанистических, транспортных и экологических решений.

Решили: обосновать проектирование кластера линейного города с привлечением институтов развития Союзного государства.

Консультант: БНТУ

Сроки: до 31 декабря 2026 г.

2. Заключение:

Совет подтвердил стратегическую значимость струнного транспорта для углубления интеграции Союзного государства. Реализация струнных транспортно-логистических проектов между приграничными регионами и столицами Союзного государства станет катализатором перехода к биосферно-совместимой модели развития и укрепления технологического суверенитета России и Беларуси.

На этом основании необходимо:

1. Ускорить сертификацию струнных транспортных комплексов и разработку их нормативной базы для масштабирования технологии.

2. Поддержать развитие испытательных центров в Республике Беларусь для ресурсных испытаний компонентов.

3. Создать рабочую группу в составе членов Совета для координации адресных проектов в регионах Российской Федерации и Республике Беларусь.

4. Рекомендовать включение проекта «Высокоскоростной струнный комплекс «Москва-Минск» в перечень приоритетных инфраструктурных проектов Союзного государства.

5. Обосновать создание пилотного кластера линейного города в коридоре «Москва–Минск» протяжённостью 25–30 км, отработать необходимые для этого решения в сфере землепользования и инфраструктуры.

6. Создать консорциум научных институтов России и Беларуси для проведения НИОКР в области струнного транспорта и линейной урбанистики кластерного типа.