Григорий Рапота на VI Форуме регионов: К жителям Беларуси и России неприменимы понятия «свой-чужой»
По мнению Госсекретаря Союзного государства, граждане наших стран не должны считаться иностранцами в гостях друг у друга
Нет противоречий
Изменения, в результате которых россияне перестанут считаться иностранцами в Беларуси, а жители Синеокой — в России, должны быть внесены в законодательство обеих странах. Такое мнение, выступая на VI Форуме регионов Беларуси и России, высказал Государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота.
По его словам, Россия и Беларусь пока не убрали из своих отношений понятие «свой-чужой», и это негативно сказывается на интеграционных процессах.
- Естественно, мы думаем, что же делать, - сказал Григорий Рапота, выступая на экспертной сессии высокого уровня «Приоритеты развития Союзного государства». - Первое, что приходит в голову, - у нас должно быть принято или в законодательстве, или подписан международный акт, который бы исключал из категории «иностранец» в РФ белорусов, а в Беларуси - россиян. Предприятия России и Беларуси не должны входить в категории иностранных, нам важно с вами определиться, что это нужно сделать.
В этом году форум регионов принимает Россия. Он проходит в Санкт-Петербурге с 16 по 18 июля, его главная тема - «Межрегиональные связи как основа формирования единого культурного и гуманитарного пространства народов Беларуси и России». Главным событием должно стать пленарное заседание 18 июля, в котором планируется участие глав государств России и Беларуси.
В ходе форума проходит обсуждение экспертами таких тем, как реализация совместных молодежных проектов, создание общего информационного, культурного и образовательного пространства, развитие сотрудничества регионов, районов и городов Беларуси и России как инструмент укрепления Союзного государства.
Во время экспертной сессии высокого уровня поднималась еще одна важнейшая тема — сотрудничество Союзного государства и ЕАЭС. Эксперты рекомендовали продолжить поиск эффективных форматов сопряжения этих структур. Как заявил Григорий Рапота журналистам в перерыве, существование этих структур на постсоветском пространстве не вызывает противоречий.
- Это два интеграционных объединения, которые во всем органично могут дополнять друг друга, если не будет создаваться искусственных противопоставлений, - приводит слова Государственного секретаря Союзного государства Белорусское телеграфное агентство. - Одни вопросы рационально решать на уровне ЕАЭС, другие - на уровне Союзного государства, чтобы в дальнейшем распространить опыт на все евразийское пространство. Между Постоянным Комитетом Союзного государства и Евразийской экономической комиссией установлено тесное взаимодействие. Мы всегда желанные в гости в ЕАЭС, если есть потребность в чем-то посоветоваться, а они - в Союзном государстве.
Вступаем в конкурентную борьбу
Еще одна общая российско-белорусская тема – транспортная инфраструктура. Выступая на заседании межпарламентской комиссии Совета Республики и Совета Федерации по межрегиональному сотрудничеству, Григорий Рапота заявил о необходимости строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая станет катализатором развития областей двух государств. Этот вопрос он поднял.
- На сегодняшний день мы с министерствами транспорта так и не сформулировали, что является единым транспортным пространством, - рассказал Григорий Рапота. – Поэтому мы решили этот вопрос с помощью экспертов-транспортников и пришли к определенным выводам. Единое транспортное пространство не может быть основано на технологиях 19-20 века. Возьмите дорогу из Санкт-Петербурга в Минск, поезд идет 14 часов, а еще в 1882 году один из российских путешественников отмечал, что из Лондона в Глазго, расстояние 600 км, он проехал фантастически быстро - за девять часов. Сегодня движение из Москвы в Минск на поезде тоже не самое быстрое и занимает примерно 10 часов.
Мы включили в приоритетное развитие Союзного государства позицию о том, что необходимо разрабатывать высокоскоростные магистрали. Этот же вопрос включен в дорожную карту развития единого транспортного пространства. Ни у одного из министерств, в том числе у руководства двух железных дорог, отторжения этой идеи нет. О чем может идти речь?!
Идея высокоскоростной магистрали Казань-Москва-Минск с дальнейшим выходом на Берлин, Гамбург давно вынашивается в российских министерствах. Здесь мы ничего нового не изобрели. Поэтому мы можем взять на себя решение этой западной части проекта. Между тем можно соединить этот проект с магистралью Санкт-Петербург-Псков-Витебск-Минск также с выходом на Берлин. Такая постановка звучит впервые, поэтому потребуется осмыслить. Что нам даст такой транспортный треугольник? Мы любим поговорить о Шелковом пути. Китай и Европа давно отработали логистику морем. Есть другой путь, который идет по Закавказью, в который вложился Европейский Союз. И, наконец, южный путь через Иран и Турцию - тоже вполне действующая дорога.
Поэтому мы со своими проектами вступаем в конкурентную борьбу. Если учесть, что товарооборот Китая и Европы в стоимостном выражении - свыше триллиона, а через Российскую Федерацию идет не более полутора процентов, то можете представить, какая часть этого транзита работает не на наши карманы.
Кроме того, мы не рассматриваем развитие высокоскоростных магистралей только как транспортный и логистический проект, это социально-экономический проект, иногда даже больше социальный, чем экономический. Это вопросы развития единого пространства Союзного государства. Давно посчитано, что прохождение высокоскоростной магистрали по области увеличивает валовый региональный продукт от 6 д о 9%.