Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

09.08.2019

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: ТАСС

Максим Орешкин: Все разногласия в вопросах интеграции между Россией и Беларусью сняты

Глава российского Министерства экономического развития заявил, что окончательные договоренности могут быть достигнуты в течение месяца

 Крайний срок

Практически все принципиальные разногласия в вопросах интеграции Беларуси и России сняты. Об этом заявил глава Минэкономразвития России Максим Орешкин. Впрочем, по словам российского министра, предстоит очень большая работа по претворению этих договоренностей в жизнь.

Это заявление Максим Орешкин сделал в Киргизии, где на полях заседания Евразийского межправительственного совета прошли переговоры премьер-министров России и Беларуси. 

- Сейчас практически все принципиальные разногласия сняты и все договоренности достигнуты, - сказал Максим Орешкин. - Теперь предстоит очень большая работа по претворению этих договоренностей в жизнь. Это работа, связанная с гармонизацией законодательства. Большие группы специалистов с российской и белорусской стороны сейчас работают, им предстоит, например, проработать вопрос единого налогового кодекса и другие вопросы.

По словам Орешкина, окончательные договоренности могут быть достигнуты в течение месяца.

- Это крайний срок, если мы хотим успеть к декабрю, - цитирует Максима Орешкина Интерфакс. - Мы договорились о том, что сейчас проведем работу на уровне рабочей группы, а потом в какое-то время состоится встреча премьер-министров, которые финализируют те договорённости, которые были достигнуты президентами в Санкт-Петербурге.

«Дорожные карты»

Напомним, что встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко в Санкт-Петербурге состоялась 18 июля в рамках российско-белорусского Форума регионов. А предшествовало ей неформальное общение президентов на Валдае. О каких-то конкретных договоренностях тогда не сообщалось, но лидеры государств высказались в том смысле, что необходимо изучить сделанное за последние 20 лет, внести, если необходимо, какие-то коррективы и двигаться дальше.

- Мы с Александром Григорьевичем решили проанализировать все, что сделано в рамках Союзного договора, - сказал Владимир Путин. - Выяснить, что не сделано, по каким причинам, и выработать приемлемые для наших стран пути дальнейшего развития нашей интеграции. Белоруссия, безусловно, является нашим стратегическим и самым близким партнером и союзником. Мы работаем по всем направлениям.

Александр Лукашенко, в свою очередь, предложил установить конкретные сроки, в которые должна быть завершена эта работа.

- Мы пришли к такому моменту, когда нужно не просто говорить, а принимать решения, - сказал Президент Беларуси на встрече в Санкт-Петербурге. - От нас этого ждут не только журналисты и специалисты, но и обычные люди. Мы, президенты, свой путь прошли. Мы определили направление наших действий и даже определили конкретные действия. Сегодня мы имеем программу, стратегический документ, и большое количество текущих проблем. Рабочие группы и правительства эти проблемы видят. И программу выработали, которая в 80-90 процентах согласована. Я хочу внести предложение. В декабре 20 лет нашему Союзному договору. Ни одной проблемы мы не должны вынести за пределы этого срока. Поэтому я предлагаю снять все вопросы к этой дате и в рамках Высшего Госсовета утвердить и программу, и снять текущие проблемы, которые есть сейчас.

Заявление Максима Орешкина (в нем упоминается декабрь), судя по всему, было сделано в ответ на эти слова белорусского президента. Ведь анализом выполнения Союзного договора занимается созданная в конце прошлого года межправительственная рабочая группа. С российской стороны ее возглавляет как раз Максим Орешкин, а с белорусской - министр экономики Дмитрий Крутой. Как заявил ранее белорусский премьер Сергей Румас в обновленной программе действий по развитию Союзного государства, к ноябрю должны быть согласованы «дорожные карты» интеграции по секторам экономики. По всей видимости, именно организации этой работы касаются договоренности, о которой говорил Максим Орешкин.

Заявления не на пустом месте

С просьбой прокомментировать заявление Максима Орешкина мы обратились к руководителю экспертной инициативы «Минский диалог» Евгению Прейгерману. 

- Даже если были найдены какие-то решения для снятия разногласий, очевидно, что за уже проделанной экспертной работой последует долгая и явно нелегкая работа по реализации дорожных карт, о которых идет речь, - сказал Евгений Прейгерман. - Каждая такая дорожная карта будет касаться секторального сотрудничества, которых существует огромное количество. Такое сотрудничество нередко касается узких корпоративных интересов с обеих сторон. Как показала практика отношений наших стран за предыдущие два десятилетия, из-за этих узких корпоративных интересов иногда не работают даже политические решения, которые удается найти. Я полагаю, что именно это имеется ввиду, когда говорится о предстоящей трудной и долгой работе.

- Но ведь временная планка поставлена — противоречия должны быть сняты до 8 декабря…

- Да, этот крайний срок обозначен. Но все-таки нужно понимать, что в таких глобальных вопросах одних подписанных больших документов и принятых решений недостаточно. Вопрос в имплементации, зачастую мы видим камни преткновения, которые не дают решениям реализоваться даже при наличии большой политической воли. Это не особенность взаимоотношений наших стран. Это действительность, которая встречается повсеместно. Это совершенно не значит, что нужно оставить попытки искать решения, сближающие наши позиции. Скорее, наоборот. Но эти решения в своем дизайне должны учитывать то, о чем мы говорили выше. И надо понимать, что такие процессы идут долго и путем проб и ошибок. И сложности на этом пути порой обусловлены не нашими отношениями, а меняющимся международным контекстом. Можно привести в пример хотя бы тему усиливающихся санкций в отношении России и ее физических и юридических лиц. 

Впрочем, все это не отменяет того факта, что и российская, и белорусская стороны за последний месяц проделали огромный объем работы. Объем документов, аудит которых нужно было провести, весьма существенен. И все компромиссные решения, которые были найдены, - это тоже был плод взаимной работы. Так что эти заявления были сделаны явно не на пустом месте.