Фото: Владимир Колтович (слева) и Игорь Артемьев обменялись экземплярами меморандума
В зале коллегий Федеральной антимонопольной службы России собралось довольно много людей - журналисты, эксперты, сотрудники ФАС. Техники проверяли микрофоны, а секретари — шариковые ручки, которыми через несколько минут руководитель ФАС Игорь Артемьев и глава белорусского Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Владимир Колтович должны были подписать меморандум о создании совместного экспертного совета.
До сих пор подобного органа, совета, в который входили бы эксперты двух стран, не было. К примеру, при ФАС существует порядка тридцати экспертных советов, но все они внутрироссийские. Новый орган должен заняться вопросами развития конкуренции на социально значимых рынках. И делать он это будет на надгосударственном уровне. Точнее, на уровне Союзного государства.
Меморандум о создании экспертного совета готовился при активном содействии Постоянного Комитета Союзного государства.
- Антимонопольные органы наших стран - одни из самых продвинутых в части интеграции, - сказал заместитель Государственного секретаря Союзного государства Владимир Амарин. - В феврале этого года было подписано соглашение между ведомствами, позже прошло совместное заседание коллегии, мы как представители Союзного государства участвовали в нем. Меморандум, который сейчас подписывается, - тоже очень важный документ. Все это идет на пользу интеграции и помогает профессиональной деятельности антимонопольных органов.
Готовый к подписанию меморандум в кожаных папках уже лежал на столе, однако Игорь Артемьев и Владимир Колтович решили сказать несколько слов.
- Сегодня в рамках наших совместных мероприятий мы делаем еще один шаг в расширении взаимодействия, - сказал Игорь Артемьев. - Мы проводим много совместных расследований, у нас очень тесная кооперация в рамках Таможенного союза. Есть совместные программы обучения, обсуждение серьезных экономических вопросов, которые возникают не только во взаимоотношениях наших стран, но и в глобальном смысле. Это происходит не только в юридическом смысле, но и на неформальном, дружеском уровне. Ведь из всех стран мира самые тесные взаимоотношения у нас именно с Беларусью.
- Мы с удовольствием констатируем, что не так давно наше соглашение о сотрудничестве, которое было одобрено правительством, вступило в силу, - продолжил Игорь Артемьев. - В нем предусмотрены дополнительные формы совместной работы. Одна из них — экспертный совет, меморандум о создании которого мы сегодня подписываем. Мы хотим, чтобы люди, обладающие специальными знаниями, эксперты из Беларуси и России, подключились к обсуждению самых сложных проблем экономического бытия и помогли в их решении. Обсуждение затронет самые разные рынки. Мы много работаем по лекарствам, по промышленности, по энергетике, продовольствию, торговле и рекламе. У нас очень большая повестка дня, и мы сейчас формируем рабочие планы.
- Наша главная задача - способствовать развитию конкуренции, - сказал Владимир Колтович. - Соглашение между ФАС и МАРТ предполагает и консультации, и конкретные совместные проекты. Один из инструментов — это расследование заявлений организаций о нарушении конкуренции. И это способствуют открытию рынков. Одно из направлений нашей деятельности - борьба с транснациональными корпорациями. Неважно, где находится юридическое лицо — на территории Союзного государства или в третьих странах. Мы в любом случае будем бороться с теми, кто противодействует развитию конкуренции.
По словам Владимира Колтовича, новый экспертный совет — это один из механизмов реализации соглашения между антимонопольными ведомствами. В Беларуси активно перенимают российский опыт регулирования рынков. К примеру, сейчас в Синеокой продвигается так называемое референтное ценообразование на рынке лекарственных препаратов. Это когда одни и те же лекарства разных производителей стоят одинаково.
Заместитель Госсекретаря Союзного государства Владимир Амарин и заместитель начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Олег Леснов
- В России эта система уже работает, - сказал Владимир Колтович. - А у нас многие отмечали риски ухода с рынка производителей и поставщиков лекарств. И экспертный совет нужен для того, чтобы в данном случае разобраться в причинах, почему некоторые производители не стали регистрировать свои лекарства в Беларуси. Выводы экспертов помогут принять меры по стабилизации ситуации, а это хорошо как для простого человека, так и для конкуренции.
Когда Игорь Артемьев и Владимир Колтович поставили подписи под документом и обменялись папками, посыпались вопросы из зала.
- Как будет работать экспертный совет?
- Режимы работы могут быть разные, - сказал Игорь Артемьев. - Это могут быть очные встречи по согласованной повестке дня, а могут быть и видеоконференции. В состав совета войдут ученые высокого уровня. Снять барьеры, исключить дискриминацию, развивать экономические отношения — для этого будут нужны нормативные документы самого высокого уровня. И это тоже одна из задач экспертного совета. Совет будет решать и вопросы двухсторонних отношений, и общие международные вопросы. Ведь мы вместе с Беларусью будем выступать в ООН по вопросам, связанным с международными картелями. Мы договорились, что на заседаниях должны рассматриваться любые, в том числе самые сложные вопросы. Но принимать решения должны государственные органы. Я для себя делю работу советов на два уровня. Первый — это сопровождение текущей жизни, а второй — это взгляд в будущее. Его нам может дать только наука. Ученые должны нам сказать, что в стратегическом плане является нашей главной задачей и как мы к ней будем идти.
- В каких отраслях вмешательство государственных органов, с точки зрения развития конкуренции, наиболее злободневно?
- Это прежде всего социально значимые рынки, рынки, где уровень монополизации достаточно высок, - сказал Владимир Колтович. - В этом году мы готовим к рассмотрению в правительстве программу развития конкуренции в отраслях энергетики, промышленности, сельского хозяйства, фармацевтического рынка, рынка перевозок и так далее. Это те сферы, которые требуют первостепенного внимания. На ближайшей совместной коллегии мы будем рассматривать такую злободневную тему, как роуминг.
- Белорусские коллеги очень часто говорят, что есть проблемы с доступом к системе российских госзакупок. Экспертный совет будет обсуждать эту тему?
- Да, есть такая проблема, - сказал Игорь Артемьев. - Антимонопольные органы наших стран делают очень много, чтобы таких проблем не было. Сейчас можно насчитать несколько крупных барьеров, которые мешают белорусским предпринимателям выходить на российский рынок госзакупок. Это один из самых актуальных вопросов и, конечно, это одна из задач экспертного совета. Мы должны пройти всю цепочку от простого предпринимателя в Беларуси. Где он должен получать электронную подпись, где заверять ее, какой размер преференций для локализованных производств, на каких электронных площадках они будут участвовать в торгах. И так далее, и так далее… Здесь уйма вопросов, мы давно этим занимаемся, но, должен признаться, мы в этом не преуспели. Но и учитывая уровень нашей интеграции с Беларусью, мы должны добиться для белорусских коллег открытой системы госзаказа. Это будет хорошо для конкуренции и для снижения цен.
Игорь Артемьев и Владимир Колтович. Антимонопольным ведомствам России и Беларуси еще многое предстоит сделать вместе.
- А у российских предпринимателей в Беларуси есть такие проблемы?
- Все аналогично, - сказал Владимир Колтович. - Это улица с двусторонним движением.
Когда церемония закончилась, мы обратились за комментарием к заместителю Госсекретаря Союзного государства Владимиру Амарину.
- Предпринимаются ли совместные практические шаги антимонопольных служб двух стран?
- Эти шаги хотя бы в том, что что богатый опыт России используется в Беларуси, - сказал Владимир Викторович. - Белорусское антимонопольное министерство создано только три года назад. И Беларусь использует российский опыт и в рамках формирования законодательства, и в практике. Имеются ввиду антимонопольные расследования, и проверки.
- Как Постоянный Комитет будет взаимодействовать с новым экспертным советом? Может быть, кто-то войдет в его состав?
- В положении о совете предусмотрено не только постоянное членство, но и временное. Так что мы как минимум по отдельным наиболее актуальным вопросам можем выступить ка временные члены. И мы будем это инициировать. Но мы и так активно участвуем в работе наших антимонопольных органов, это уже третья встреча в течение полугода. Ни с одним другим госорганом у нас таких активных контактов нет. Это очень хороший пример взаимодействия.