Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Дмитрий Мезенцев дал открытое интервью заместителю генерального директора информационного агентства ТАСС Михаилу Гусману. Наблюдать за ходом разговора, который шел в режиме видеоконференции, мог любой желающий, достаточно было подключиться к видеотрансляции на сайте агентства. Среди зрителей был и корреспондент нашего сайта. Ниже мы публикуем самые важные высказывания Дмитрия Федоровича.
О Совете министров Союзного государства
«Относительно недавно при координации Госсекретаря Союзного государства Григория Алексеевича Рапоты и при сопредседательстве Алексея Логвиновича Оверчука, вице-премьера российского правительства, и Посла Беларуси в России Владимира Ильича Семашко, прошло заседание Группы высокого уровня Союзного государства. Более 4 часов шло обсуждение в режиме онлайн. Никаких препятствий к тому, чтобы самые острые вопросы двусторонних отношений и союзного строительства были вынесены в публичное поле, не было. Мы все осознали, что даже такой формат может быть поддержкой и основой для очень делового обсуждения. В ходе этого заседания обсуждался набор вопросов, который может стать элементом повестки заседания союзного Совмина. Такое заседание, безусловно, состоится, по планам Союзного государства оно должно пройти в этом году.
Кроме того, мне бы хотелось, и я, по возможности, в рамках допустимого, этому содействую, чтобы мы на площадке союзного Совмина, как и в системе восстановленного по кальке прошлого года диалога по дорожным картам вернулись к этой работе как можно раньше».
О контактах с главой белорусского правительства и о возможной встрече премьер-министров России и Беларуси
«Я очень благодарен премьер-министру Беларуси Роману Александровичу Головченко за нашу полуторачасовую встречу. Он откликнулся и, более того, подчеркнул, что считает важным, что буквально с первых дней своей деятельности имеет возможность принимать Посла Российской Федерации. Мы ожидаем, что 17 июля состоится встреча премьер-министров стран ЕАЭС. В каком бы формате она ни прошла, она будет, безусловно, шагом по укреплению экономического интеграционного объединения».
«Что касается двусторонней встречи, я думаю, что и в Москве, и в Минске приветствовали бы, возможно, скорую встречу Михаила Владимировича Мишустина и Романа Александровича Головченко. Здесь нет, мне кажется, никаких препятствий, кроме тех оснований, которые формируют главные государственные санитарные врачи. Но верю, что чуть раньше или чуть позже, но в самом обозримом будущем такая встреча состоится».
О Ржевском мемориале
«Это уникальный памятник. Уникально то, что открывали его Президент России Владимир Путин и Президент Беларуси Александр Лукашенко. Это ведь индикатор неизменности, последовательности исторической правды, единство подходов в оценке подвигов солдат в Великой Отечественной войне, советского народа, единого народа, который победил нацизм. И мы все видели, как Президент России очень тепло, очень заинтересовано, очень участливо относился к просьбам пожилых, но очень достойных и смелых людей – тех, кто воевал на этом рубеже. Вы, наверное, знаете, что очень активно участвовал в сооружении памятника Григорий Алексеевич Рапота, Госсекретарь Союзного государства Беларуси и России. Его отец, которому сейчас 97 с небольшим лет, воевал на Ржевском рубеже. Получилось так, что сын вместе с десятками и сотнями людей во исполнение поручения национальных лидеров России и Беларуси тоже причастен к созданию этого монумента. И больше не скажешь. Это единство подходов, это поклонение подвигу солдата, которое демонстрируют Президент Путин и Президент Лукашенко. Разве это не урок для всех?!»
О газовом споре
«Цена газа привязана к нефти и подвержена колебаниям. Но в долгосрочном, стратегическом плане эти колебания, по сути дела, стираются. Краткосрочные контракты могут показывать совершенно другую цену, но это контракты недели, двух, месяца. И совершенно других объемов, нежели те, которых требует экономика Беларуси. Я не хотел бы, чтобы мы видели спор по газу спором двух государств, спором, который повлияет на систему двусторонних отношений, на огромный комплекс, по-своему, наверное, это тысячи вопросов, которые определяют наши отношения. Мы обязаны уйти от возвеличивания этого вопроса. Да, важно. Но не глобально».
«Ведь по нефти сегодня нет вопросов. А по нефти были споры не менее, а, может быть, более жаркие в начале года, когда и уменьшились поставки черного золота из России в Республику Беларусь. Мы видим, что были предприняты шаги по формированию альтернативных режимов доставки. Но это же право белорусов, и здесь никто никого не укоряет. Но при этом, если мы говорим о рыночных отношениях, о построении успешной экономики в одной и другой стране на рыночных основах, то надо учитывать и уважать интересы друг друга».
О выборах Президента Беларуси
«Я абсолютно убежден в том, что все разговоры о том, что кто-то когда-то будто бы или якобы с территории Российской Федерации оказывает давление на выборы в Беларуси, не имеют под собой никаких оснований. Если кто-то считает, что это не так, пусть предъявит какие-то факты. Полагаю, что продолжать эту тему больше не нужно».
О пандемии коронавируса и о возможном открытии границы
«Мы в посольстве с самых первых дней очень тщательно подошли к обороне от этого вируса. Мы оборудовали все общественные помещения не просто санитайзерами и ультрафиолетовыми лампами, но и специальными фильтровальными машинами со сложной фильтрацией. Конечно, к моему большому сожалению, мы ограничили число публичных мероприятий и встреч. Как и тысячи коллег по всему миру, мы перешли в режим онлайн-совещаний. К текущему моменту мы не зафиксировали ни одного случая заражения COVID-19 среди сотрудников посольства и технического персонала. Но мы понимаем, что даже такой результат не позволяет нам расслабляться».
«Что касается той практики, которую проводит Россия по защите безопасности и здоровья своих граждан и гостей, которые находятся на у нас... Огромная территория – Москва, Санкт-Петербург – крупнейшие города города с очень высокой плотностью застройки. И те карантинные меры, которые были введены, абсолютно обоснованы. Я в этом убежден. В Минске была выбрана другая методика - с учетом того, что в столице проживает только два миллиона человек, а также с учетом того, что значительное число граждан проживает в относительно небольших городах, поселках и деревнях. Здесь нет единого подхода и не может быть единой шкалы оценки, какая-то состязательность и сравнение здесь не совсем к месту. Мы всем должны пожелать скорейшего освобождения от этого вируса».
«Безусловно, мы все хотели бы, чтобы временные и обоснованные меры, ограничения въезда и выезда для граждан наших стран как можно быстрее были отменены. Во взаимодействии с МИД России и Беларуси, с Роспотребнадзором, Правительством России мы приложили немалые усилия, чтобы обеспечить возвращение граждан наших стран домой. Но я убежден, что именно вирусологи и санитарные врачи должны определять порядок послаблений режима перемещения через границы, чтобы он был более комфортным для людей. Я хотел бы поддержать моего коллегу, Посла Беларуси в России Владимира Ильича Семашко в его прогнозе (о том, что ограничения в перемещении могут быть сняты в конце июля – ред.). Но я не считаю, что мы, представители Министерств иностранных дел, вправе оказывать даже невольное давление на Службу главного санитарного врача Беларуси и на Роспотребнадзор России. Вместе с тем, давайте будем верить, что посол Владимир Ильич Семашко не ошибся. И даже если ошибся, будем верить, что перемещения без ограничений через российско-белорусскую границу дружбы возобновятся как можно скорее. Полагаю, что это будет летом этого года».