Фото: Ржевский мемориал. Фото Михаила Фролова
Это фильм не только о Ржевской битве. Вышедший 23 февраля на телеканале «БелРос» «Ржев. 500 дней в огне» прежде всего о людях, переживших то страшное сражение. Он о том, какое значение их подвиг имел для битвы под Москвой, для Сталинграда, для всей Великой Отечественной войны. Лента рассказывает и о Ржевском мемориале Советскому солдату - самом пронзительном памятнике, созданном за последние десятилетия. О том, как сотни самых разных людей три года работали, чтобы тысячи других людей, тоже самых разных, могли отдать долг памяти солдатам, ковавшим Великую Победу.
Когда почти месяц назад мы анонсировали выход фильма «Ржев. 500 дней в огне», то и предположить не могли, что крупнейший видеохостинг YouTube может наложить на него ограничения.
- Мы выставили фильм на YouTube сразу после его выхода на телеэкран, - рассказал нашему сайту председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Николай Ефимович. – Лента постепенно набирала просмотры, сейчас их около 70 тысяч. Для документального фильма на военную тему это серьезная цифра. «Ржев» попал в рекомендованные видео, стоял на главной странице нашего канала в YouTube… И вдруг на ленту накладывается ограничение 18+. То есть теперь посмотреть «Ржев. 500 дней в огне» могут только взрослые, а для школьников, для молодежи - запрет. Вслед за этим картина тут же уходит и с главной страницы телеканала, и из рекомендованного видео.
Николай Ефимович. Фото Владимира Веленгурина
Для контента, размещенного на YouTube, такие ограничения означают обвал, мгновенную потерю аудитории. Формально администрация хостинга, быть может, действует в рамках неких собственных правил. Однако в контексте развернутой на Западе кампании по переписыванию истории, пересмотра итогов Великой Отечественной войны все это выглядит странно. Похоже на целенаправленную акцию с целью ограничить доступ к фильму для целевой аудитории.
Ограничение 18+ выглядит аномальным. Кому еще рассказывать правду о войне, как не молодым людям, подросткам?! При этом, чтобы дотянуться до них, завладеть их вниманием, фильм на YouTube – то что нужно. Как раз из ленты «Ржев. 500 дней в огне» молодые ребята могут узнать о том, что происходило в 1942-1943 годах на так называемом ржевско-вяземском выступе.
- В картине нет сцен насилия или жестокости, - говорит Николай Ефимович. – Нет ничего такого, что могло бы даже формально попадать под возрастные ограничения. Впрочем, YouTube в последнее время прославился своими запретами. Получается, что эта частная компания за нас решает, какие фильмы смотреть, кто их может смотреть и так далее. «Ржев. 500 дней в огне» больше всего загружают в России, на Украине, в Беларуси и Казахстане. Почему YouTube за нас решает, что должны смотреть граждане наших постсоветских стран? При этом мы отдаем себе отчет, что YouTube - самый массовый видеохостинг, через него больше шансов достучаться до аудитории. То есть до молодых людей, которые порой очень мало знают о войне. Им-то и нужно объяснять те истины, которые для нас были аксиомами, рассказывать об ужасах войны, через которые прошли наши предки.
По словам Николая Ефимовича, Телерадиовещательная организация Союзного государства уже направила запрос видеохостингу YouTube. Однако никакого ответа пока не получила.