Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

21.11.2024

Автор: Максим ЧИЖИКОВ

Фото: Белпрессцентр

Заместитель гендиректора ОАО «МАЗ» Владимир Янушко: «В следующем году откроем фирменный сервисный центр в России»

Постоянный Комитет Союзного государства совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь проводит масштабный пресс-тур для белорусских, российских и союзных медиа, приуроченный к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства. Журналисты побывали на Минском автозаводе

История МАЗа насчитывает более 80 лет, а само предприятие зарождалось еще в годы Великой Отечественной войны, буквально сразу после освобождения Минска от фашистов. Основанный во времена СССР, МАЗ стал одним из самых мощных предприятий машиностроения Союзного государства.

Современный Минский автозавод — это одна из крупнейших площадок в Европе, где налажена сборка техники различных видов и классов. Производственный портфель марки включает порядка 400 наименований различных видов техники. С конвейера завода выходят автобусы, микроавтобусы, грузовики, специальная техника, прицепы.

Журналисты посетили производственные мощности автозавода, ознакомились с новейшими разработками грузовой и пассажирской техники, увидели «сердце» предприятия — заводской конвейер. Его длина — 330 метров, и каждые 20 минут с него сходит грузовой автомобиль под маркой МАЗ. И ни один не похож на другой: тут все делают так, как хочет заказчик.

— Какая техника пользуется наибольшим спросом именно на рынке России? — интересуемся у заместителя генерального директора ОАО «МАЗ» — директора по маркетингу Владимира Янушко.

— Все седельные тягачи. А так на экспорт в Россию у нас идут все виды техники, в том числе и пассажирская, что составляет порядка 62%. Именно по России мы развиваем партнерские программы. У нас 32 российских завода-партнера, которым мы поставляем шасси, а на его базе они производят свою собственную надстройку. Это уже получается автомобиль российского производства, что позволяет участвовать в программах субсидирования в Российской Федерации.

То есть, например, мы поставили шасси Ряжскому заводу по производству коммунальных машин для перевозки твёрдых бытовых отходов. Они установили свою надстройку — и вот это уже их мусоровоз.
— Взаимоотношения с КАМАЗом — это партнёрство или конкуренция?
  — Ну, естественно, в период до 2022 года отношения были в принципе дружественные, но все-таки мы были конкурентами на российском рынке. А вот после введения санкций, а мы раньше оказались под ними, чем КамАЗ, у нас появился целый ряд совместных программ по импортозамещению, по производству узлов, которые позволяют и КАМАЗу, и нашему заводу попадать в программу импортозамещения. У нас с КАМАЗом сейчас партнёрские отношения.

— А что за узлы?

— Это целая программа. Могу сказать, что тормозные системы у КАМАЗА и у нас были адаптированы на Wabco и Zetor. Сегодня этих компаний нет. Поэтому есть белорусская компания «Экран», которая поставляет АBS и нам, и им. И мы совместно работаем по совершенствованию этой системы.

— После введения западных санкций и ухода многих компаний на наш рынок грузовиков активно влезли китайцы, занявшие опустевшую нишу. А доля белорусской техники, например, выросла незначительно. Как им противостоять?

— Естественно, полностью потребности рынка Союзного государства совместно с россиянами мы не можем закрыть. Но, наверное, возможна система регулирования. Если в прошлом году на рынке был отложенный спрос, и он резко вырос по грузовикам и коммерческим автомобилям до 120-130 тысяч машин, то сегодня спрос потихонечку спадает и будет уже в районе 100 тысяч. А так, наш стабильный рынок — это 85-90 тысяч грузовиков в год.

Если взять мощности КАМАЗа, пусть это будет 45 тысяч машин, и наши 15 тысяч, то 60 тысяч мы можем закрыть, а все равно будет потребность.
 
— А какой уровень локализации по грузовикам был до санкций и сейчас?

— До введения санкций в пределах где-то 75-80%. Потому, что ряд позиций мы спокойно покупали: двигатели, коробки передач, тормоза, кондиционеры.

А сейчас в среднем 96% уровень локализации по отдельным моделям. Рама наша собственного производства, но металл мы все равно покупаем в России. Из 10 тысяч грузовиков примерно 4,5 тысячи оснащены двигателями Ярославского моторного завода, остальные сделаны в Беларуси. Осваиваем производство кондиционеров на своем заводе.

— Вы говорили, что у вас в год более 60% поставок техники приходится на Россию. Это какие регионы?

— Мы работаем со всеми регионами. В Российскую Федерацию машины поставляются нашему дистрибьютору «МАЗ-Рус», у которого более 80 дилеров плюс свыше 100 сервис-партнеров. А в следующем году, в апреле месяце, мы планируем открыть первый МАЗовский фирменный сервисный центр на территории России. Он откроется на юге России - в Ростове. Это наш первый МАЗовский центр, который будет позиционироваться как мультибрендовый. Вначале там будет представлена техника МАЗ, а в последующем добавятся и другие флагманы белорусского машиностроения.
Кроме того, в следующем году на базе МАЗа откроется автобусный завод. В результате количество автобусов должно вырасти с нынешних 1,5 тыс. до 3 тыс. в год. Предусматривается производство новой линейки третьего поколения пассажирской техники. В их числе - перронные автобусы. МАЗ, по словам Владимира Янушко, единственный завод в СНГ, кто их производит. "Ряд российских аэропортов уже купили эти автобусы второго поколения. А первое поколение, их 200 единиц, эксплуатируется в аэропортах России", - рассказал заместитель генерального директора ОАО «МАЗ».