Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

27.05.2021

Автор: Полина РУСАК

Поймать мгновение: сегодня автору первой фотолетописи Беларуси Исааку Сербову исполнилось бы 150 лет

Этнограф, историк и археолог запечатлел в фотографиях быт белорусского народа начала прошлого века

Имя этого ученого стоит особняком в ряду исследователей белорусской старины. В своих экспедициях, именуемых тогда «этнографически-фотографическими экскурсиями», он одним из первых стал успешно использовать новое для той эпохи изобретение – фотоаппарат. В результате  оставленное потомкам визуально-документальное наследие в пять тысяч снимков не просто уникально, оно позволяет легко совершить путешествие во времени и пространстве и увидеть собственными глазами Беларусь начала XX века во всех её самобытных деталях.

К несчастью, многие из фоторабот Исаака Сербова утеряны. И хотя новые научные статьи надежно вернули в контекст национальной культуры самого белорусского археолога, ещё недавно весьма подзабытого, есть ли шанс восстановить полную коллекцию его фотоснимков, - вот в чем вопрос.

В страну полешуков и дреговичей

Подробности биографии Исаака Сербова до сих пор малоизвестны и требуют тщательного изучения. Есть лишь основные даты и некоторые тонкости. Родился этнограф 27 мая 1871 года в деревне Кульшичи Могилевской губернии в семье крестьян. В 1892-м окончил учительскую семинарию в Полоцке. И сами Сербовы, и их окружение были весьма набожны, потому сына Исаака женили на дочери православного священника. Это был в целом счастливый брак, но детей у супругов не было. У Исаака, впрочем, имелся родной брат Леон, детей которого он опекал почти всю жизнь. Две старшие девочки даже воспитывались у него дома.

Удивительно, но факт: выходец из беднейших слоев населения, к тому же от самых западных её границ, сумел в имперской России получить диплом об окончании престижнейшего Московского археологического института. После учебы в столице перед 30-летним Исааком открывались блестящие перспективы. Однако он почему-то вернулся в родную Беларусь, стал учительствовать, меняя школы Вильно и Гомеля на учебные заведения Минска. К 1911-му году поступил на службу во 2-е Минское городское училище.  И надо думать, к тому времени что-то в его жизни поменялось: он посолиднел, не на шутку увлекся фольклором и этнографией, вступил в ряды членов Императорского Русского географического общества.

Свою первую фототеку Сербов составил по заданию Минского церковно–археологического комитета, отправившись в зимнюю экспедицию по Минской губернии. А когда летом школьников распустили на каникулы, предложил в Северо–Западному отделу ИРГО проект нового научно-познавательного путешествия  «в страну дреговичей и полешуков».

В этих своих желаниях Исаак Сербов был далеко не единственный: краеведением в те годы увлекались многие. Однако поддержали именно его, ссудив на поездку 60 рублей.

Результат этой экспедиции, увы, оказался плачевным: арестованная аппаратура, испорченные негативы, разбитый «Кодак»… И все – из-за глупого конфликта с кондуктором вокзала., который заподозрил в нем иностранного шпиона и сдал местным жандармам. Сербов предлагал компенсировать Обществу расходы и повторить все уже за собственный счет. Но… ему вновь оказали доверие, оплатив расходы и на дорогу, и на новый фотоаппарат.

serbov-2.jpg

«Народ сильный, красивый, жизнерадостный»

Поездом, пароходом, на автомобиле, но чаще на велосипеде или пешком – три года Исаак Сербов путешествовал по Полесью. Ему удалось запечатлеть самую суть белорусского народа – его трудолюбие, незамысловатое обаяние, любовь и преданность родной земле. Этнограф зафиксировал разнообразные моменты крестьянской повседневной жизни: вот женщины прядут, жнут рожь, мужчины пашут на волах, косят сено, дети пасут овец…

На фотографиях Исаака Абрамовича мы видим деревенские улицы в праздничные дни, крестьянские подворья, деревянные церкви, кладбища, и, конечно, природу.  Особенно ценны фотопортреты, где автор сумел передать не только особенности внешности и антропологии полешуков, но и их характеры, традиции в одежде. Так, сложные формы головных уборов, белые полотняные рубахи и сарафаны с орнаментом, шейные  и иные украшения, по его мнению, свидетельствовали о немалом достатке и развитой бытовой культуре белорусских крестьян и мещан.

Пользуясь методом «стоп-кадр», Сербов создавал целые фоторепортажи жизни Полесья начала двадцатого столетия. Снимал ярмарки, массовые народные гулянья, мелиорационные работы, процесс переработки леса на заводах и иное производство. Ему принадлежит знаменитая серия фотографий гончарного промысла – от заготовки глины до раскрашивания и сушки готовой посуды.

Из напечатанного Северо-Западным отделом Императорского Русского географического общества отчета И.А. Сербова, вышедшего под названием «Поездка по Полесью летом 1912 года» можно узнать о впечатлениях, которые произвела территория между низовьями Припяти и Днепра на самого автора: «По своей природе это богатая страна… Здесь ещё стоят нетронутые огромные лесные пущи, из которых одна только Абрамовщина занимает почти сотню квадратных километров. Пахотных земель и лугов тоже много. В некоторых поселениях крестьянский надел составляет 60 десятин. Поэтому народу живется здесь вольготно. Везде и во всем виден полный достаток… Здесь видишь народ сильный, красивый и жизнерадостный. Особой красотой отличаются женщины».

serbov-3.jpg

Прописавшийся в Вильно Северо-Западный филиал ИРГО получал отчеты от Исаака Сербова из экспедиций на протяжении целого ряда лет, на основании чего было подсчитано, что только фотоотпечатков им было передано не менее 5 тысяч. Но на сегодня в отделе рукописей  Вильнюсского университета  хранится коллекция лишь из 437 ретро-фотографий Сербова.

Память – пока только в книгах

О том, как выглядел при жизни сам Исаак Абрамович, можно судить с большим трудом. Искусствоведы утверждают, что сохранилась некая коллективная фотография от мая 1924 года, где он запечатлен с участниками I-й Всебелорусской конференции архивистов. Из всех, кто там был изображен, уцелеть в годину сталинских репрессий удалось лишь Сербову…  Есть, однако, более современный и достоверный источник информации, по крайней мере, официально растиражированный. К 125-летию со дня рождения Исаака Сербова в ознаменование его научных заслуг в Беларуси была выпущена почтовая марка с портретом ученого.

В апреле 2013 года издательство «Белорусская энциклопедия им. Петруся Бровки» презентовало альбом «Белорусы в фотоснимках Исаака Сербова . 1911-1912 гг». Несколько вступительных слов – о важности сохранения потомками собственной истории - в издании значатся за подписью самого президента Александра Лукашенко. К моменту презентации альбома уже все отпечатанные в издательстве экземпляры были успешно распроданы, так что книга на сегодня является раритетом.

Несмотря на то, что обширный личный архив Исаака Абрамовича, скорее всего, в войну был уничтожен, шанс отыскать неизвестные работы ученого все же остается. Со слов составителя сборника, доцента Белорусского государственного университета культуры и искусств Ольги Лобачевской, все так и случилось, когда она несколько лет назад разыскала внучатую племянницу Сербова, и та передала ей несколько его работ, датированных 30-ми годами.

…Исаак Абрамович скончался в эвакуации в Тамбове в 1943 году. Известно, что он преподавал в местном педагогическом институте практически до самой своей смерти. Имел учеников… И значит, география поисков расширяется, точка в биографии Исаака Сербова ещё не поставлена.