Наверх

15.02.2022

Автор: Анатолий Максимов

Фото: Валерий Звонарев

Завкафедрой БГПУ им М.Танка Светлана Сиренко: Героем XXI века станет учитель

В рамках выступления на белорусско-российской научно-практической конференции «Проектирование будущего и горизонты цифровой реальности» завкафедрой БГПУ им. М.Танка Светлана Сиренко рассмотрела вызовы и стратегии в образовании будущего и выдвинула предположение, что героем XXI века станет учитель.

– Мы часто не замечаем их труд, а ведь они каждый день работают с людьми будущего и тем самым проектируют его, – отметила эксперт.

Какие сейчас требуются навыки от выпускника вуза? Анализировать, предлагать, планировать, организовывать себя, уметь решать проблемы, создавать новое. Ими становятся те умения, за которые раньше отвечали целые специальности. Например, владение иностранным языком сегодня лишь необходимый навык для представителей IT-сферы или для инженеров.

– Владением информационными технологиями мы тоже никого не удивим – это уже неотъемлемое требование для специалиста, в том числе и социально-гуманитарной сферы. Также очень важно, создавая новый продукт, учитывать потребности тех, для кого ты его создаешь, – считает Светлана Сиренко.

В ряде стран в программу образовательных учреждений, по ее словам, включаются занятия с рассказом о профессиях будущего, как они изменились под влиянием цифровых технологий.

Как ответило наше образование на эти вызовы?

– Россия и Беларусь находятся в середине рейтинга при проверке функциональной грамотности среди 79 стран. 80% учителей, согласно опросу Высшей школы экономики, говорят, что такие навыки, как критическое мышление, творчество, коммуникация, умение работать вместе – это ответственность семьи и ребенка. С одной стороны, хороший результат, если считать, что задача школы – предметные навыки. С другой стороны, математика остается на бумаге, не переносится в реальные ситуации. Над этим надо работать, – убеждена Светлана Сиренко.

Завкафедрой БГПУ им М.Танка также считает, что важно сейчас поднять престиж профессии учителя: если его зарплата равна средней зарплате в регионе, то отток кадров прекращается.

– Есть две стратегии в подготовке учителей: одна из них проявляется в Беларуси, где четко ставятся цели изучения каждого предмета, есть стандарты, разрабатывается их содержание. Например, в Беларуси есть единые учебники по каждому предмету. Есть рекомендуемое календарно-тематическое планирование чуть ли не по каждому уроку.

Вторая стратегия – обеспечение качества на входе, серьезный отбор и подготовка педагогов. Большое уважение к студентам, большое доверие к учителю. Цель – обеспечить автономность учителя. Он вправе выбирать методы и содержание обучения. Но если упустить подготовку учителя в этой стратегии, то о какой автономности может идти речь?

Какие еще есть тенденции в подготовке учителей?

– Это разнообразие моделей их подготовки: можно закончить педагогический университет, можно – классический. Выпускники классических вузов часто показывают хорошие результаты. В конкурсе «Учитель года» в Беларуси первые 10-15 лет побеждали педагоги именно с таким образованием. Такая же модель есть и в России.

Можно вообще прийти в школу без педагогического образования. В Беларуси есть такая программа: увлеченные люди уезжают в регионы, где работают педагогами два года, получая при этом поддержку. Государство должно стимулировать их дальнейший рост.