20.11.2024
Автор: Максим ЧИЖИКОВ
Фото: Иван МАКЕЕВ
Белорусская сгущенка и зефир к российскому столу
В рамках пресс-тура, приуроченного к 25-летию подписания Договора о создании Союзного государства, журналисты посетили кондитерскую фабрику «Красный пищевик» в Бобруйске и Рогачевский молочноконсервный комбинат
Что такое «сладкая жизнь» для журналиста? Это посещение кондитерских предприятий. На «Красном пищевике», где производят самый вкусный в Беларуси зефир, а еще горы мармелада, вкусный аромат ты ощущаешь еще на проходной. Он так и манит тебя: следуй за мной.
С сентября по апрель на предприятии самый горячий сезон, а вот в июле фабрика, наоборот, на три недели берет техническую паузу.
Участникам пресс-тура крупно повезло: они побывали сразу в нескольких цехах знаменитого предприятия в Бобруйске, которому скоро будет уже 155 лет: например, в одном из них выпускают зефир в шоколаде, но не конвейерным способом, а каждую зефиринку «купают» в начинке индивидуально. Штучный товар, ручная работа, поэтому самый дорогой. Во время дегустации он так и тает во рту.
За смену мастер должен изготовить три тысячи таких зефирок. Это только с виду кажется легко. Нескольким коллегам доверили производство шоколадных грибочков: ножка у них белая, а вот шапочку нужно аккуратно «покрасить» в коричневый цвет. Потом они признались, что было непросто и очень ответственно.
На «Красном пищевике» очень бережно относятся к традициям производства, но при этом постоянно удивляют покупателей своими новинками. Летом выпустили зефир со вкусом «пино-колада» и «клубничный мохито». В зимней серии — «латте со вкусом соленой карамели» и «шампанское со вкусом клубники». В России они уже есть в фирменных магазинах.
— У нас сейчас 18 номенклатурных позиций. Наибольший удельный вес занимает производство зефира — порядка 41%, также мармелада — 20% и халвы — 17%, — рассказывает заместитель директора по коммерческим вопросам Александр Горбатенко.
В последние три года пришлось поменять логистику по сырью: сейчас, в основном, оно из Китая и идет через Россию. Но есть и российская продукция: пектин, ароматизаторы, красители.
В Россию в 2024-м году планируется поставить продукции более чем на 5 млн долларов — это 2,5 тысячи тонн. Планы на следующий год — увеличить поставки до 7-8 млн долларов.
— Россияне больше всего любят классический зефир, который производится путем осадки на сосновые доски. Мы, пожалуй, остались единственными такими производителями на постсоветском пространстве. Очень любят в России жевательный мармелад. По качеству он не уступает западной продукции. А главное, доступен по цене. Любят также всю нашу продукцию в натуральном шоколаде: например, мармелад «Белорусочка», — говорит Александр Горбатенко.
География поставок, по его словам, самая разнообразная: от Смоленска до Хабаровска. В этом году было открыто 8 фирменных магазинов кондитерской фабрики «Красный пищевик» на территории России под вывеской «Бобруйский зефир»: по два в Сочи и в Москве, а также в Воронеже, Смоленске и Самаре. В 2025-м к ним должны добавиться еще 10.
Южане любят больше мармелад, в центральных областях — зефир. А самую дорогую продукцию, тот самый зефир ручной работы, покупают в основном сибиряки.
Поставят в Россию и 100 тысяч упаковок в так называемых новогодних чехлах.
Несмотря на тренд, что, мол, сладкое — вредно, статистика говорит немного о другом. Люди едят больше сладкого. Тем более что на «Красном пищевике» она — натуральная, из яблочного пюре. Более того, по 30-40 граммов мармелада в день даже медики рекомендуют. И даже диетологи не против зефира и мармелада.
— Там ноль жиров и всего 300 калорий, зато много витаминов и минералов. Тут сахар, патока, красители натуральные, из добавок — кислота лимонная, — с гордостью сообщает главный технолог предприятия Татьяна Барбас.
Есть легенда, что только что приготовленный мармелад однажды помог избавиться от морской болезни английской королеве.
— За продукт наш отвечаем. Он — качественный, — убежден заместитель директора по коммерческим вопросам Александр Горбатенко.
350 тысяч банок сгущенки, целое море, производят в день на знаменитом Рогачевском молочно-консервном комбинате. А еще порядка 150 тыс. банок концентрированного стерилизованного молока. Рогачев — это еще одна сладкая остановка на пути пресс-тура.
Сгущенка занимает 60 % всего объема продукции предприятия. Остальное – это почти вся линейка молочной продукции, кроме глазированных сырков и мороженого. Сыров – двадцать с лишним видов: с созреванием от месяца до года. Когда заходишь в камеру, где они созревают, то сразу впечатляешься размерами стеллажей: под потолок. Сыр в круглых и квадратных головках, пармезан, голландский…
— Мы экспортируем 75 % процентов нашей продукции. Из них – 95 процентов в Российскую Федерацию. Куда ж мы без вас, — говорит замгендиректора по производству Рогачевского МКК Александр Сазонов.
Линейка видов продукции сгущённого молока расширяется.
— У нас выпустили новый вид с фруктозой, с кокосом, лесным орехом. И варёная сгущёнка «Егорка» производится непрерывным способом сгущения молока. Она — единственная такая на Рогачевском ММК, — говорит заместитель генерального директора по идеологической работе Галина Заморская.
Технологический процесс производства сгущенного молока с сахаром занимает порядка 12 часов от поступления молока-сырья на комбинат до выхода готовой продукции.
Сгущенку, сыры, смеси для мороженого и другую продукцию Рогачевского МКК закупают практически все российские регионы. В нашу страну идет 75-80% продукции комбината. Более того, есть и, если можно так сказать, "гастрономические туристы". "Россияне приезжают к нам и целыми тележками забирают у нас сгущенку", - рассказывает Галина Заморская. Местный пармезан достойно конкурирует с европейским. Как уверяют сотрудники комбината, к ним приезжали дегустировать сыр итальянцы, которые отметили, что рогачевский пармезан "даже лучше".