Наверх

29.08.2016

Олег Токун: Уменьшение трудоспособного населения – общая проблема для Беларуси и России, которая требует совместного регулирования

Начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Беларуси уверен, что следующим шагом в развитии общего рынка труда может стать создание единой системы трудоустройства граждан двух стран.

У нас похожие проблемы

- В Союзном государстве на самом серьезном уровне прорабатываются вопросы трудовых отношений. Беларусь и Россия заключили соглашение о пенсионном обеспечении мигрантов, есть взаимное признание стажа. Различные соглашения двух стран охватывают смежные с рынком труда отрасли регулирования – вопросы социальной защиты, здравоохранения, образования. В том числе, как трудовых мигрантов, так и членов их семей.

Существует широкий набор соглашений, создающих благоприятные условия для миграции в пределах Союзного государства, безусловно выполняемых и белорусской стороной. В рамках реализации задач Концепции социального развития Союзного государства созданы условия для повышения экономической и социальной эффективной занятости населения путем унификации законодательства, организации доступа к созданным нашими странами электронным банкам вакансий.

Взаимодействие с нашими российскими коллегами осуществляется посредством проведения различных совместных мероприятий, семинаров, конференций, заседаний коллегий, а также обмена нормативно-правовыми актами.

Следует отметить, что современная социально-демографическая ситуация в Беларуси и России характеризуется аналогичными процессами – старением и уменьшением численности населения и, соответственно, сокращением трудовых ресурсов. Формирование этих ресурсов происходит в непростых условиях. На смену уходящим на пенсию работникам на рынок труда выходит молодежь, численность которой значительно меньше.

Поможет упорядоченная миграция

В условиях негативных демографических тенденций для дальнейшего социально-экономического развития высокую значимость приобретают вопросы регулирования внешней трудовой миграции. Беларусь в этом плане занимает особое географическое положение в регионе, находясь на пересечении миграционных потоков. Она является одновременно и страной назначения, и происхождения, и транзита.

Оптимальная, рассчитанная на перспективу, миграционная политика, учитывающая стратегию экономического развития, может и должна стать действенным инструментом пополнения трудовых ресурсов, улучшения общей демографической ситуации, укрепления потенциала государства. Отмечу, что приток трудящихся мигрантов в Беларусь с каждым годом существенно возрастает.

В условиях снижения численности трудовых ресурсов государственная политика в ближайшую пятилетку будет направлена на обеспечение, прежде всего, эффективной занятости населения. Безработица будет удерживаться в социально допустимых пределах. К 2020 году уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси не должен превысить двух процентов от экономически активного населения.

Стратегической задачей всей политики занятости является развитие человеческого капитала, структурная перестройка экономики и, как уже говорилось, трудовая миграция.

От работника требуют постоянного роста

Рост конкуренции на общем рынке труда стремительно меняет требования к квалификации работников, обуславливает необходимость создания условий для эффективного использования имеющегося трудового потенциала и его дальнейшего развития.

В связи с этим и для обеспечения экономики обученными кадрами мы развиваем национальную систему квалификации. Меры по развитию этой системы в наших странах способствуют устранению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, а также созданию благоприятных условий для получения специалистами востребованных знаний, повышению восприимчивости к инновациям, привлечению квалифицированных специалистов в наиболее динамично развивающиеся сферы деятельности.

Общий рынок труда является неотъемлемой частью общего социально-экономического пространства Союзного государства, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Рынок труда основывается на свободном выборе трудящимся вида деятельности и места проживания. Обязанность наших государств состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для сознательного выбора и реализации гражданами своих потребностей и способностей.

В перспективе, я полагаю, что следующим шагом в развитии общего рынка труда может стать создание единой информационной системы спроса и предложения рабочей силы, углубление взаимодействия государственных служб занятости и ориентации их работы на общий рынок труда. Я не сомневаюсь, что услуги этой системы будут востребованы как простыми гражданами, так и нанимателями наших двух стран. Занятость – это стабильность общества и благополучие каждого человека.

Владимир Авдеев