10.04.2019
Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ
Фото: Личный архив
Екатерина Шестакова: Модельное законодательство Беларуси и России сделает жизнь легче для всех
Эксперт объяснила, почему нужно создавать единое правовое поле союзных государств
Фото: Екатерина Шестакова
16 апреля в российском Суздале соберутся парламентарии Союзного государства и представители Научно-консультативного совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России. Как сообщили в пресс-службе Парламентского собрания, на заседании Комиссии по законодательству и регламенту будут рассматриваться вопросы об использовании в рамках Союзного государства модельного законотворчества. Этот вопрос уже поднимался - члены Комиссии изучили опыт применения модельного законотворчества на примере различных интеграционных объединений. Теперь пришла пора обобщить информацию.
- Обсуждение продолжится с учетом мнений всех комиссий Парламентского собрания и профильных министерств и ведомств Беларуси и России, - сказали в пресс-службе союзного парламента. - Решения комиссий и мнения органов исполнительной власти поступили в Комиссию по законодательству и регламенту для дальнейшего рассмотрения.
Что такое модельное законодательство, чем оно поможет жителям наших стран? Объяснить это мы попросили кандидата юридических наук, докторанта Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, автора более 40 книг и 400 статей (а также диссертации по международному модельному законодательству) Екатерину Шестакову.
- Представьте себе типовой договор, который можно скачать в Интернете, - сказала Екатерина Владимировна. - Вы берете его и вносите изменения под ваш конкретный случай. Модельное законодательство — это то же самое, только документы объемнее и сложнее. В общем случае, если принят некий модельный нормативный акт, страны берут его за основу и модифицируют под собственные нужды. Но сама основа, остов, остается. И когда у двух стран законы взяты из одной и той же модели, они, эти правовые акты, оказываются максимально близкими друг к другу.
Еще с начала 90-х, когда распался СССР и каждая страна на постсоветском пространстве начала формировать собственное законодательство, появилось много модельных актов. Но в рамках СНГ система не заработала. Страны, входящие в Союз независимых государств, вели разнонаправленную политику, в ряде случаев модельные законы модифицировались так, что белое порой становилось черным. Каждая страна с воодушевлением принимала какую-нибудь модельную конвенцию, а потом принимала собственные нормы, противоречащие общепринятым. В этом случае модельное законодательство, конечно, не имеет смысла.
- Где гарантии, что та же участь не постигнет и модельное законодательство Союза Беларуси и России?
- У наших стран уже есть опыт унификации законодательства. Есть довольно много нормативных актов, призванных обеспечить единство правового пространства. Например, таможенный кодекс в рамках ЕАЭС. Это не совсем модельный закон, он обязателен к исполнению всеми странами, в то время как модельные законы носят рекомендательный характер. Но на основе таможенного кодекса все страны вносят изменения в собственное законодательство, и появляются единые правила оформления таможенных деклараций и других внешнеторговых документов. Таможенный кодекс — это самый успешный пример сближения наших законодательств. Есть еще положительный пример - нормативные акты ветеринарного контроля.
- В каких областях права может быть применено модельное законодательство? Вряд ли это коснется уголовных кодексов…
- Модельное законодательство больше всего применяется в торговом праве, в налогообложении, в договорном, семейном праве и в вопросах легализации и признании документов.
- А зачем вообще нужно создавать модельные законы? Есть же действующее законодательство России и Беларуси, почему бы им не ограничиться?
- Любая унификация и упрощение в этой области делает легче жизнь для всех. Представьте: если бы в разных районах Москвы действовали разные правила дорожного движения, никто никуда не смог бы поехать. Раз у нас Союзное государство, то правила и законы должны быть
максимально приближены друг к другу. Тогда мы сможем гораздо эффективнее действовать в нашем общем пространстве.