Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

21.09.2019

Автор: Подготовил Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: Фото автора

Галина Варёнова: Янка Купала стал духовным центром белорусского Возрождения

Учёный секретарь Государственного литературного музея Янки Купалы рассказала о роли поэта в формировании белорусской национальной идентичности

Каждая нация в своём развитии проходит этап самопознания, самоопределения, и именно в этот период в её среде выделяются люди – духовные лидеры, идеологи, пророки, которых впоследствии титулуют “отцами нации”. Зачастую в такой роли выступают писатели, чьё творчество наиболее полно отразило духовный мир народа, его бытование в исторической перспективе и в значительной мере определило векторы дальнейшего развития общества. Для белорусов таким духовным отцом нации является Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) - поэт, драматург, публицист, один из первых и наиболее ярких классиков новейшей белорусской литературы.

Его творчество пришлось на первые 4 десятилетия ХХ века и в значительной мере совпало с периодом белорусского национального Возрождения, став не только одной из самых ярких страниц духовной и политической жизни этой эпохи, но и одним из определяющих факторов процесса культурного возрождения, национального и государственного строительства Беларуси.

Положение белорусов на рубеже ХIХ–ХХ веков было неблагоприятным. Народ, некогда имевший свою государственность (Великое Княжество Литовское), собственную литературу и книгопечатание, утратил прежние позиции на исторической арене. На протяжении почти двух столетий (конец ХVII – первая половина XIX вв.) белорусский язык был практически полностью вытеснен из всех сфер за исключением устного общения. В этот период к белорусскому языку обращались единичные авторы, причём некоторые использовали его как средство показа необразованного, некультурного, зачастую не слишком умного героя-мужика как антипода представителям культурной и социальной элиты. Язык получал оценочный ярлык «грубого», «бедного», позиционировался как искаженный польский либо русский язык.

Хранителями языка, культурных традиций белорусов в этот период стали в первую очередь крестьяне, в меньшей степени мещане, разночинцы, небогатая шляхта, чей образ жизни и имущественное положение не слишком отличались от жизни простого народа. Литературная традиция развивалась в форме устного народного творчества. Именно в белорусском фольклоре копились творческие силы, могучий духовный потенциал, породивший феномен новейшей белорусской литературы, буквально за полвека совершившей рывок от периода ученичества к созданию классических шедевров мирового уровня.

Национальное возрождение Беларуси возникло не на пустом месте. Ещё в начале ХIХ века к белорусской культуре, традициям, истории обратились Адам Мицкевич, Ян Борщевский, отразив их в своих польскоязычных произведениях. Ян Чачот посвятил свои изыскания фольклориста белорусской песне. Реалии белорусской жизни вдохновляли Владислав Сырокомлю, Элизу Ожешко. Винцент Дунин-Марцинкевич стал первым писателем ХIХ века, который последовательно обращался к белорусскому языку, осваивая жанры поэмы, комедии, создав первое оперное либретто, в котором белорусский язык представителей народа был равен в правах с польским языком дворянства. Настоящим открытием стали сборники Франтишка Богушевича «Дудка беларуская» и «Смык беларускі», где в авторских предисловиях поднимались острейшие проблемы сохранения белорусского языка как условия выживания самого народа.

Следует отметить, что эти авторы происходили из шляхетских, т.е. дворянских, родов, в которых сохранялась преемственность культурных традиций, они были хорошо образованными людьми. В то же время большинство белорусов не имело даже начального образования и было лишено возможности приобщиться к высоким достижениям европейской культуры, литературы. Ощущение некоей инакости, отличности от народов-соседей, пусть и близких по культуре, языку, ментальности, ещё сохранялось, но чёткого представления о своей национальной идентичности у многих белорусов уже не было, что нашло отражение в самоопределении «тутэйшы» («здешний»). В таких условиях для сохранения белорусского народа как самостоятельного было жизненно необходимо появление консолидирующего идейного, духовного центра, человека, способного говорить от имени каждого белоруса, обратиться к каждому белорусу, ясно и убедительно сформулировав его чаяния и стремления, выразив его восприятие мира и себя в этом мире.

Именно творчество Янки Купалы стало ответом на вызовы времени. Поэт, происходящий из небогатой шляхецкой семьи, поколениями трудившейся на земле, с ранних лет окунувшийся в океан народной песенной традиции, увлечённый лучшими образцами мировой литературы, в первую очередь польской и русской классикой, – он гармонично соединил белорусскую песню с современной европейской поэтикой, говоря от имени мужика-белоруса, став выразителем его ценностей, стремлений, надежд и чаяний.

Уже в первом опубликованном в 1905 г. стихотворении «Мужик» нашло яркое воплощение именно купаловское видение и понимание своего героя. Иронически воспроизводя представления правящих классов о мужике, глупом, необразованном, самим своим происхождением обречённого только на нищету и тяжкий труд («Бо я мужык, дурны мужык»), он противопоставляет внутреннее достоинство самого героя, открыто заявляющего: «Ніколі, браткі, не забуду, / Што чалавек я, хоць мужык». Образ мужика в творчестве Купалы романтизируется, возвышается до философско-поэтического обобщения, воплощает в своей судьбе путь белорусского народа («Адвечная песня», «Сон на кургане», «Раскіданае гняздо»).

Неслучайно не меньшую смысловую и идейную нагрузку в наследии Янки Купалы получил образ Песняра, поэта, творца. Именно на него возложена миссия хранителя исторической памяти, пророка, указывающего народу путь («Я не паэта», «Песняру-беларусу», «Прарок», «Курган», «Песня званара», «За ўсё»). Для Янки Купалы это было не только поэтическим образом, но и искренним пониманием собственного призвания и ответственности.

Поэзия Купалы была не только консолидирующим фактором, она брала на себя функции волеизъявления и целеполагания белорусов. Что нашло яркое воплощение в стихотворении-гимне «А хто там ідзе?». Поэт представляет многомиллионный белорусский народ, объединённый единой целью: рассказать о своей судьбе миру («на свет цэлы») и утвердить своё право на равное положение с другими нациями («А чаго ж, чаго захацелась ім, / Пагарджаным век, ім, сляпым, глухім? / – Людзьмі звацца!»).

Выход белорусской нации на историческую арену предполагал не только культурное, но и государственное строительство. Возрождение белорусской государственности было одной из тех целей, к достижению которых стремился Янка Купала, что нашло выражение в созданном им концепте «Молодая Беларусь»: возрождённый край, судьбу которого решает его народ, воплощённый в образе молодой женщины, гордой и свободной, полной созидательных сил.

В глазах современников Янка Купала был одним из самых ярких представителей молодой белорусской литературы. Его произведения нашли живой отклик в сердцах белорусов, воспринимались народом как свои. Так, песня про Лявона из драматического образка «На папасе» (1913) была записана как народная в Западной Беларуси ещё при жизни поэта. В периоды исторического выбора белорусы обращались и обращаются к поэзии, драматургии и публицистике Янки Купалы в поисках ответов на актуальные вопросы.

Сохранилось множество воспоминаний о популярности стихов Купалы среди партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны, причём не только этнических белорусов. Его поэзия стала как бы воплощением той земли и тех людей, которых им выпало защищать, зачастую ценой собственной жизни.

Новая волна огромного общественного интереса и востребованности творчества Янки Купалы приходится на 1980‑е. Республика отмечала столетие своего национального поэта. Именно в этот период появляется такое знаковое издание, как книга одного стихотворения «А хто там ідзе?» на 82‑х языках. Создаётся первая персональная энциклопедия – энциклопедический справочник «Янка Купала» (1986), начинается работа по созданию 7‑томного словаря языка Янки Купалы как одной из основ современного белорусского литературного языка. Социальные и политические преобразования перестроечного периода дают возможность по-новому изучить корпус купаловских произведений, включить в научный оборот и представить их широкой читательской аудитории без цензурных купюр.

 В одном из публицистических выступлений 1941, первого года страшной войны, Янка Купала сказал про свою Родину так: «Беларусь – не географическое понятие. Беларусь – это мир, это идея, это наследие наших отцов…» («Привет белорусскому слову!»). Превращение Беларуси из области на карте в идею, владеющую умами людей, стало возможно именно благодаря консолидации белорусов как нации, осознанию общности интересов и устремлений. И фактором, оказавшим огромное влияние на процесс, формирования белорусской национальной идентичности на этапе новейшей истории, стали литературное творчество и общественная деятельность Янки Купалы – трибуна и пророка возрождения Беларуси.