Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

22.02.2020

Автор: Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото: Фото автора

Денис Фомин-Нилов: В борьбе за бюджетные места в российских вузах у белорусских студентов есть преимущество

Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук выступил перед участниками Российско-белорусской экспертной сессии и раскрыл некоторые секреты российской системы высшего образования

В рамках Российско-белорусской молодежной экспертной сессии, которая прошла в середине февраля, студенты из Беларуси и России участвовали в так называемой ярмарке образования. Представители ведущих российских университетов рассказывали о преимуществах образования в России.

Одним из выступивших стал ректор Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Денис Фомил-Нилов. Он исчерпывающе рассказал о возможностях российского образования для белоруссов и даже раскрыл несколько секретов, которые точно будут полезны абитуриентам.

- Я хоть и являюсь апологетом цифровой культуры, но буду выступать в формате «old school» - без презентации на экране, без картинок, а только в устном жанре, - начал свое выступление Денис Фомин-Нилов. - Наш университет работает на базе научно-исследовательских институтов Российской академии наук. Наши студенты сразу бросаются в недра научно-исследовательского процесса. Занимаясь по той же программе, что и все остальные, они имеют возможность знакомиться с учеными, участвовать в конференциях, круглых столах и так далее. С самого создания Университета концепция была такой, что мы готовили молодых ученых для исследовательских институтов РАН. Сейчас, правда, последние лет шесть, мы понимаем, что это слишком узкий сегмент. Ведь в конечном счете учеными становится менее полпроцента населения, а уж учеными и исследователями в социогуманитарной сфере и того меньше. Поэтому мы несколько расширили целеполагание. Теперь мы готовим молодых ученых, а также молодых экспертов, аналитиков социогуманитарной проблематики достаточно широкого спектра. А это уже где-то 3-4 процента населения в мире.

Однако в этой аудитории я хотел бы практически поговорить, не с точки зрения сорокалетнего человека, который уже 20 лет работает в сфере академической науки и высшего образования. Я постараюсь выступить с точки зрения студента, потенциального абитуриента магистратуры или аспирантуры. Как с точки зрения студента из России, так и с точки зрения молодого человека из Республики Беларусь.

Итак, известно, что у нас Союзное государство. И ухмылки про стоимость нефти и газа — дело пустое! На самом деле нефть и газ — это дело десятое. По факту у нас все еще сохраняется общее историко-культурное и научно-образовательное пространство. Иначе говоря, гражданин Республики Беларусь спокойно может поступать и учиться как в бакалавриат, так и в магистратуру. И наоборот. Однако в бакалавриате все-таки есть проблемы с Единым госэкзаменом, Центральным тестированием и так далее. А вот поступить в магистратуру проблем нет. Причем можно претендовать на бюджетные места.

У нас в университете всего полторы тысячи студентов. В магистратуре учится около 150 человек — только 10 процентов. И в магистратуре учится несколько граждан Беларуси, они учатся на бюджетных местах, получают стипендию и абсолютно равны во всех возможностях со студентами – гражданами России. И вы должны понимать, что это опция – поступление в вузы России – открывается в наших вузах примерно с конца июня. В это время можно подать документы, приложить диплом и совершенно спокойно поступать в любой российский вуз.

А дальше — дело техники. В России около 800 высших учебных заведений, из которых большая часть — около 500 — это государственные вузы. А среди них бюджетные места в магистратуре есть примерно у половины. Это конкурсный процесс. Раз в год наше министерство проводит конкурсы и решает, кому и сколько дать бюджетных мест.

02-Molodezh_experty-2207.jpg

Ясно, что у университетов, которые в первой лиге российской системы образования, бюджетных мест очень много. У тех, которые во второй, бюджетные места тоже есть. И еще есть очень много не очень понятных вузов с непонятным целеполаганием. Они в свое время, чуть ли не в 30-е годы, создавались для обслуживания конкретных отраслей. После 91-го года многие отрасли просто умерли, смысл в таких вузах пропал, но они пытаются найти для себя новые смыслы, новую миссию. Но им чаще всего бюджетные места не достаются.

В любом случае на сайте любого вуза по закону есть раздел для поступающих, есть раздел магистратуры — и вы сразу видите всю палитру направлений подготовки. И там мы с вами смотрим, есть ли бюджетные места, или нет. Если бюджетные места есть, то можно подать документы, даже не приезжая в Россию. Можно их отправить в электронном виде, потому что все российские вузы по закону обязаны принимать документы и в электронной форме. Ваши документы регистрируются в специальной базе данных, и вы в режиме онлайн видите свою позицию в рейтинге.

Правда, чтобы поступить в магистратуру, придется все-таки приехать — для того, чтобы сдать вступительные экзамены в традиционном классическом формате. Чаще всего это собеседование, чтобы преподаватели университета могли увидеть, насколько вы мотивированы и хотите изучать те дисциплины, которые вы выбрали. Это может быть и экзамен по языку или по истории. Так или иначе перечень экзаменов и вопросы можно посмотреть на сайте учебного заведения.

Это первый путь поступления. Граждане республики Беларусь конкурируют с гражданами России на общих основаниях. При этом я честно хочу сказать, что с точки зрения администраций вузов у граждан Беларуси однозначный приоритет. Я открываю секрет, но этот так, в состязании с абитуриентами из Беларуси у россиян меньше шансов. Почему? Наше правительство в рамках государственной политики ставит "норматив", чтобы было как можно больше иностранных студентов в России. В ближайшие годы норматив таков: нужно, чтобы в вузах было до 15 процентов иностранных студентов. И тут оказывается, что гражданин Беларуси формально является иностранцем, хотя у нас и Союзное государство. Паспорт ведь не гражданина России. И в этом случае вы, граждане Беларуси, можете спокойно претендовать на бюджетные места, как и граждане Казахстана, Армении и Кыргызстана. В общем, все граждане ЕАЭС могут претендовать на бюджетные места.

Для отчетности перед правительством администрации вуза выгодно, чтобы белорусский абитуриент поступил. Это негласная преференция, но любой управленец в вузе понимает, если одинаковые проходные балы, то лучше взять иностранца и показать себя красиво в отчетности.

Если же вы все-таки не проходите на бюджетные места, есть возможность учиться и на платной основе. Хотя необходимо понимать, что сейчас в России общее настроение такое, что магистратура — это непонятно что. При проведении социологических исследований мы из года в год видим, что после разделения образовательного процесса на 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры, а после этого еще и 3 года аспирантура, происходят серьезные трансформации в системе высшего образования… Так или иначе все родители хотят, чтобы их дети получили высшее образование. При этом 95 процентов родителей считают, что ребенок, закончив бакалавриат, высшее образование получил. Родители говорят «Аллилуйя! Моя миссия выполнена, пусть летит ребенок из гнезда и ищет себе на пропитание».

Более того, у большинства выпускников бакалавриата точно такое же мнение – отучился четыре года и хватит, пора заниматься настоящими делами, работать.

Это проблема, которую мы видим. Во всех вузах России идет «рубка» и «давка» за места в бакалавриате, но практически нет конкуренции в магистратуре даже на бюджетные места. В большинстве вузов России бюджетные места в магистратуре заполняются со скрипом. Ведь с точки зрения широких масс: «А зачем?».

Это, на наш взгляд, недальновидно… Раньше у нас был специалитет — 5 лет. Если человек отучился только 3 года, а потом говорил: «Все! Мне это надоело», то получал зеленую «книжечку» о незаконченном высшем и потом по жизни себе он в анкете записывал фразу «незаконченное высшее». По сути, это незаконченное высшее советского разлива и было нашим отечественным бакалавриатом.

Мы и сейчас в ГАУГН считаем, что бакалавриат — это незаконченное высшее. Законченное высшее — это четыре плюс два года. И самое важное, что сейчас в России у работодателей и у госслужбы появляется понимание, что бакалавриат — это не совсем высшее образование. Чего-то не «докрутили», где-то не додали. И законченное высшее все больше и больше воспринимается только в связке с магистратурой. Это сказывается на квалификационных требованиях. Все чаще и чаще в вакансиях мы видим диплом магистра как обязательное требование.

В системе высшего образования то же самое. Преподавать в вузе можно, если у вас есть диплом магистра, но нельзя с дипломом бакалавра. С дипломом бакалавра нормально работать учителем в школе, но не в системе высшего образования.