Подписание соглашения о взаимном признании виз между Россией и Беларусью большинство экспертов сочли важным и давно назревшим шагом. Но как будет действовать этот документ, на кого будут распространяться его положения? Именно этим вопросам было посвящено выступление профессора кафедры международного и европейского права БФУ им. И. Канта, профессора кафедры европейского права МГИМО МИД России Вадима Войникова на конференции Центра изучения перспектив интеграции «Российско-белорусский “шенген”: выгоды единого миграционного пространства Союзного государства».
- Соглашение о взаимном признании виз, безусловно, имеет огромное значение, - начал Вадим Войников. - Оно решает очень важную проблему трансграничного перемещения иностранных граждан через общую границу России и Беларуси в условиях, когда у нас фактически отсутствует пограничный контроль.
Казалось бы, документ практически не затрагивает прав граждан Беларуси и России. Однако, мне кажется, опосредованно влияние имеет место. Ведь создание комфортных условий для въезда и перемещения иностранных граждан создает комфортные условия и для граждан Союзного государства.
Справедливости ради надо сказать, что это соглашение выступает в качестве второго этапа. Первая попытка урегулировать визовый вопрос была предпринята в 2018 году, в канун чемпионата мира по футболу. Тогда стороны частично разрешили вопросы, связанные с транзитом иностранных болельщиков через территорию Беларуси. Стало ясно, что механизм, в принципе, работает.
Принятый документ нередко именуют "маленьким шенгеном" для двоих. Ассоциация понятна, в определенной степени мы подходим к созданию системы, которая отчасти похожа на порядок пересечения границ в шенгенской зоне. Однако есть существенное отличие: наше соглашение не предполагает единой визы, каждое государство по-прежнему реализует собственную визовую политику. Речь идет только о взаимном признании виз, выданных двумя государствами.
Если касаться главных идей и положений принятого документа, стоит выделить два основных момента. Первое – это, собственно, взаимное признание виз. Иностранец, получивший в одной стране разрешение на въезд, будь то виза, вид на жительство или разрешение на временное пребывание, имеет право въезжать и пребывать в другой стране.
Второе очень важное положение заключается в том, что отныне иностранный гражданин вправе пересекать общую границу России и Беларуси не только в пунктах пропуска, а это было колоссальной проблемой для иностранных граждан, но и там, где этих пунктов формально нет. Теперь иностранцы могут переезжать по шести основным автомобильным маршрутам.
Наконец-то может быть решен вопрос о перемещении железнодорожным транспортом. Ведь практически все поезда, следующие из России в Европу, проходят по территории Беларуси. Кроме того, подписанное соглашение позволит вернуть все российско-белорусские авиарейсы во внутренние сектора аэропортов. Как известно, несколько лет назад был именно такой порядок, однако в последние годы рейсы отправлялись из международных терминалов.
На какие категории иностранцев распространяется это соглашение? Всех иностранцев можно условно разделить на четыре группы. Первая - это иностранцы, которым необходима виза для въезда в оба государства - и в Россию, и в Беларусь. Вторая – те, кому не требуется виза ни в Россию, ни в Беларусь. Третья – те, кому требуется виза в одну из стран, но не требуется в другую. И четвертая группа – те, у кого есть действительный вид на жительство или разрешение на временное пребывание в одной из стран.
По заключенному соглашению, теперь первая категория, то есть те, кому требуется виза для въезда в оба государства, могут получать ее в одном из них. Здесь как раз прослеживается аналогия с шенгенским пространством, поскольку, получив визу однажды, можно посетить сразу две страны.
Иностранцы из второй группы – те, кому не нужна виза ни одной страны, въезжают, казалось бы, по старым правилам. Однако и для них перемены существенны: теперь они могут пересекать внутреннюю границу России и Беларуси в любом оговоренном в соглашении месте. Раньше они могли проходить границу только там, где есть пункты пропуска, и это создавало для них массу проблем.
Третья категория – иностранцы, которым виза требуется в одну из стран. По моим оценкам, в Россию могут въезжать без визы граждане порядка 50 государств, включая специальные административные районы Гонконг или Макао. Есть особый порядок въезда неграждан Эстонии и Латвии, они тоже могут пересекать российскую границу без виз. В Беларуси такого нет. Поэтому на эту категорию граждан действие соглашения не распространяется. Они по-прежнему смогут въезжать без визы в то государство, куда виза для них не требуется. Но чтобы попасть в то государство, в котором виза необходима, нужно будет ее получать. Тем же негражданам Латвии по-прежнему будет необходима виза, чтобы посетить Беларусь.
Наконец, четвертая категория – лица с видом на жительство или временным разрешением на пребывание. Сегодня посещать страну, в которой у них такого статуса нет, они не могут. А с вступлением в силу соглашения такое право будет им предоставлено, дополнительной визы им не потребуется.
Еще один вопрос – это осуществление трудовой деятельности. Соглашение это прямо оговаривает, что разрешение на трудовую деятельность будет распространяться только на территорию той страны, которая его выдала.
Как будет соотноситься визовая политика участников Союзного государства с третьими странами. Есть некоторые особенности реализации визового режима на территории России и на территории Беларуси. Существуют серьезные отличия. К примеру, в Беларуси есть специальный порядок безвизового въезда через аэропорт Минска, он действует в отношении граждан 74 государств, и есть безвизовая территория Брест - Гродно. В России тоже есть особые режимы. Например, электронные визы, которые пока действуют на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге, в Калининградской области. Но уже подготовлен закон о повсеместном введении электронных виз.
Кроме того, в России действует безвизовый въезд для пассажиров круизных лайнеров. Но он действует только 48 часов – вряд ли кто-то из совершающих круиз успеет за этот срок добраться до Беларуси и вернуться обратно.
Возникает вопрос, каким образом будут соотноситься эти особые режимы въезда. С точки зрения подписанного соглашения, иностранные граждане, прибывшие в Минск без визы в соответствии со специальным порядком, должны будут получить российскую визу, если пожелают попасть на территорию России. Что касается электронных виз, то с точки зрения российского законодательства формально это разрешительный документ. И если такая виза будет давать право пребывания не только в Санкт-Петербурге или в Калининградской области, но и по всей России, то, по всей видимости, она будет давать право иностранцу находиться и в Беларуси.
Само по себе заключение соглашения о взаимном признании виз не влечет за собой изменение действия соглашений с Евросоюзом об упрощении визовых процедур. Однако очень важно, что к моменту вступления в законную силу соглашения о взаимном признании виз РФ-РБ действовали оба соглашения об упрощении визовых процедур. Поскольку в противном случае в отношении граждан ЕС действовали бы различные размеры визового сбора для получения визы в России (35 евро) и в Беларуси (60 евро). Это повлекло бы так называемое Visa-Shopping - обращение за визой в ту страну, где ее легче и дешевле получить.