Как жители Беларуси после прошедших событий оценивают интеграцию с Россией, как они относятся к Союзному государству? Об этом мы попросили рассказать белорусского политолога, директора Центра изучения интеграции Северной Евразии Алексея Дзерманта.
- Алексей Валерьевич, на днях в Минске прошла конференция патриотических сил Беларуси. Обсуждался даже вопрос о возможном референдуме за Союзное государство. Идут стихийные митинги в поддержку действующей власти. Это ответ на ту напряженность, которая была в последние недели. Люди хотят стабильности, хотят идти дальше вместе с Россией. Насколько широка поддержка такой позиции в Беларуси?
- Действительно, после паузы, оправившись от шока, люди стали выходить на улицы. Прежде всего, с повесткой «За мир», «За стабильность». Многие вышли защищать, в том числе, свой выбор, который они сделали в поддержку действующего главы государства. Эти митинги ширятся, и они достаточно массовые. Если брать в целом по стране, они не сильно уступают по численности митингам оппозиции.
Все это говорит об осознании людьми того факта, что можно потерять страну, территориальную целостность и суверенитет. Я полагаю, это очень важный сигнал. Люди, которые выходят на эти митинги, в основном поддерживают Союзное государство и интеграционные процессы. Да, это, быть может, не основной лейтмотив, но мы видим, что в риторике и властей, и тех, кто выступает на этих митингах, союзная тематика присутствует. А вот у оппонентов власти этой темы либо нет вообще, либо она имеет негативную оценку. На мой взгляд, это тоже очень показательно.
- А если брать не участников митингов, а тех, кто переживает и обсуждает события «на кухнях»… Какая часть их них принимает Союзное государство и понимает его необходимость?
- Союзное государство, без сомнений, поддерживает большинство белорусов. Последние социологические исследования говорят именно об этом. Это больше 50 процентов – минимум. Я не думаю, что эти настроения серьезно изменились. Конечно, на улицу выходят не все. Многие продолжают спокойно работать, не вовлекаясь в борьбу. Я полагаю, что это молчаливое большинство в основной массе выступает за сохранение и развитие союза Беларуси и России.
- Я сейчас выскажу предположение, которое может показаться странным. Что если угроза потерять союзнические отношения в результате последних событий подвигнет молчаливое большинство задуматься о ценности нашего общего дома? Может, те, кто раньше относился к интеграции индифферентно, теперь станут ее сторонниками? И Союзное государство в этом смысле станет даже крепче…
- Вы знаете, да. Особенно учитывая прозвучавшие заявления Владимира Путина о, по сути, поддержке законных властей Беларуси, о помощи в случае дестабилизации обстановки. Это наглядное доказательство того, что Союзное государство, механизмы, которые в него заложены, в том числе, подчеркну, договоренности об оказании помощи, включая силовую… Это очень важный элемент стабильности и безопасности. Думаю, белорусы это очень серьезно оценят и поймут, что, если бы не эти договоренности в рамках Союзного государства и ОДКБ, то не было бы ни гарантий, ни подушки безопасности, какие есть у нас сейчас.
Мы бы могли столкнуться с проблемами один на один. А в союзе с Россией мы имеем надежный тыл. Благодаря осознанию этого, я думаю, поддержка союза с Россией будет расти.
- Как вам кажется, будет ли такой же встречный процесс со стороны россиян?
- Мне кажется, будет. Потому что запрос на это ощущается. Он есть в разных формах, касается большей или меньшей степени «продвинутости» и глубины интеграции. Но, думаю, что это предложение, обращенное и к российскому обществу, и к белорусскому, должно быть сформулировано. Очевидно, что в России такой запрос серьезен и постоянен. Думаю, что сейчас, когда ситуация стабилизируется, мы снова вернемся именно к обсуждению реальной и углубленной интеграции.
- Насколько обычные граждане Беларуси понимают те преимущества, которые есть у Союзного государства? Ведь иногда высказывается мнение о том, что плюсы Союза – они как воздух, мы к ним привыкли и не замечаем…
- В последние месяцы, когда граница с Россией была закрыта, белорусы осознали, что Союзное государство – это реальная ценность. Казалось бы, ну что граница, не самый фундаментальный вопрос. Но он оказался очень чувствительным для простых людей. Они не могут посещать родственников, ездить на работу и так далее. А все это – именно Союзное государство.
Еще один момент: представим, что в результате действий неких сил прекратили работу предприятия, на которых пытались организовать забастовки. Это ведь серьезнейший удар по экономике и благосостоянию как белорусов, так и россиян. У нас же теснейшая промышленная кооперация.
Сейчас тот самый момент, когда мы, по-моему, начинаем ценить то, что имеем. Именно сейчас познается значение того, что, казалось бы, обыденным, незаметным, само собой разумеющимся. Мне кажется, после всего произошедшего ценность Союзного государства в глазах простых граждан Беларуси будет гораздо выше.
- Кроме границы, какие еще плюсы Союзного государства наиболее заметны в повседневной жизни?
- На мой взгляд, это, конечно же, возможность для белорусов работать в России без каких-либо ограничений. Для россиян в Беларуси - тоже. Это и социальные права, которыми граждане наших стран могут пользоваться, начиная от медицины и заканчивая образованием. Многие белорусские госпредприятия, и в оборонке, и в сельском хозяйстве, завязаны на российский рынок и на сотрудничество с российскими компаниями. И от этого непосредственно зависит благосостояние белорусских граждан.
Для России это тоже очень важный вопрос – и в безопасности, и в оборонной сфере. Ну и в геополитическом смысле Беларусь очень важна. Это территория, максимально выдвинутая на Запад, к Калининградской области. «Белорусский балкон» занимает стратегическое положение.
Вот это взаимное пересечение интересов настолько тесное, что даже попытаться представить, что эти узы будут разорваны. Как говорится, все возможно, но это будет иметь очень серьезные последствия, которые ни в коем случае нельзя допустить.
- А все-таки, давайте представим: вдруг Союзное государство перестанет существовать. Насколько быстро люди, которые ратуют за это, почувствуют на себе все «прелести» обособленного существования?
- Моментально почувствуют. Подобный разрыв будет равнозначен катастрофе. Для Беларуси, ее экономики, социальной сферы и сферы безопасности - точно. Если рухнет основа в виде нашего экономического и военно-политического союза с Россией, можно будет говорить о крахе белорусского государства как такового.
Для России удар тоже будет серьезным. Заместить ту продукцию, которую Беларусь поставляет в Россию – от сельскохозяйственной до оборонной – это колоссальная проблема и огромные деньги. Придется с нуля поднимать дорогостоящее производство того, что Беларусь делала достаточно качественно и дешево. Это будет оттягивать ресурсы от внутреннего развития. Я уже не говорю об угрозах безопасности, которые неминуемо последуют. Если Беларусь превратится в некую «территорию хаоса», начнет дрейфовать в западном направлении… Выстраивание новых систем безопасности потребует огромных ресурсов, миллиарды долларов. То есть для Беларуси это катастрофа, для России – очень болезненный ущерб. Надеюсь, что и у нас в Беларуси, и в России люди это хорошо понимают.