На секции «Образование как основа исторической памяти и дальнейшего интеграционного развития Союза Беларуси и России» VII Форума регионов выступление заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре стало одним из самых знаковых. Сенатор задался вопросом, каким должно быть общее образовательное пространство наших стран.
- Нет необходимости доказывать значимость образования для развития интеграционных процессов, - сказал Виктор Смирнов. - Общее образовательное пространство сегодня признается всеми как наша общая цель, к которой мы должны поступательно продвигаться. Но давайте зададимся вопросом: «Что же такое общее образовательное пространство?».
В моем представлении, общность образовательного пространства достигается прежде всего единством образовательного контента. Вопрос «Что изучаем» - определяющий. Если мы соглашаемся с необходимостью создания общего образовательного пространства, то образовательный контент и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь должен быть общим. Прежде всего, это касается общего образования, поскольку это фундамент любого образования. Я не вижу сегодня серьезных препятствий для того, чтобы, используя потенциал Российской академии образования и их визави с белорусской стороны, определиться с единством того образовательного контента, который у нас является базой для всех общеобразовательных школ.
Общее образовательное пространство, на мой взгляд, предусматривает также единство дидактических комплексов, используемых в образовательных организациях. Мы все вышли из Советского Союза, советская дидактическая школа, безусловно, признавалась одной из лучших в мире. Но те комплексы, которые были созданы по математике, алгебре, геометрии, химии и другим естественным наукам, хоть и являются базовыми для систем общего образования Беларуси и России, однако сегодня, в 21 веке, требуют совершенствования. И это предмет и повод для совместной работы ученых и педагогов в рамках Союзного государства.
Единое образовательное пространство – это также единство планируемых результатов образования. Здесь широкое поле деятельности. Если в рамках профессиональных стандартов сегодня у нас фактически нет никаких дискуссий, то относительно планируемых результатов обучения по программам общего образования у нас есть разночтения. Я полагаю, что это, безусловно, должно быть устранено.
То же самое касается создания единых контрольно-измерительных материалов. Централизованное тестирование в Республике Беларусь и единый государственный экзамен в России имеют одну и ту же цель, решают одни и те же задачи. Неужели в рамках Союзного государства мы не можем прийти к единству этих контрольно-измерительных материалов? Если первые два принципа единства образовательного пространства участниками дискуссии принимаются, то, на мой взгляд, трудно не согласиться с тем, что нам нужно прийти к единым контрольно-измерительным материалам и единой процедуре оценки качества знаний выпускников общеобразовательных школ.
Еще один немаловажный момент. Полагаю, что общее образовательное пространство не может существовать без единства воспитательных концепций. Образование по сути своей - процесс воспитательный. Какие морально-нравственные установления принимаются за фундамент в организации образовательного процесса - это то, о чем должны договориться ученые и педагоги и в Беларуси, и в России. На этой основе, на мой взгляд, можно строить единую систему воспитательной работы. Тогда у нас не возникнет тех проблем, которые есть сегодня из-за влияния, скажем так, представителей недружественных международных партнеров на молодежную среду.
Что может послужить предметом и базовой позицией для формирования такой единой воспитательной концепции? На мой взгляд, можно использовать идею славянского единства. Безусловно, открытого миру, но с сохранением и опорой на традиционные ценности, присущие народам Беларуси и России.
Эта проблема больше, чем просто создание единой образовательной системы. Недавно я познакомился с данными, которые произвели на меня очень сильное впечатление. Это информация о количестве детей, рождающихся вне брака – в неполных или нетрадиционных семьях. По Евросоюзу этот показатель уже превысил 50 процентов, а в некоторых странах Европы превысил 59 процентов. Причем у наших недавних соседей по СССР, например, у Эстонии, более 52 процентов детей сегодня рождаются вне брака.
Понятно, что это последствия той политики, которая проводится в этих странах. В том числе и в образовательной сфере. Я полагаю, наша общая задача - не допустить такого в Союзном государстве. Утверждение семьи как базового института в формировании единой концепции воспитания в наших образовательных учреждениях, на мой взгляд, было бы уместно.