Правовой портал Программы Проекты Информация о закупках Видеохроника Аудиоматериалы Фотогалереи Библиотека союзного государства Конкурсы Викторины и тесты Интернет-приемная Вопрос-ответ Противодействие коррупции Архив Контакты
Наверх

24.05.2021

Автор: Подготовил Владимир ДЕМЧЕНКО

Фото: Фото автора

Союзное государство - это хороший инструмент для активизации экономического взаимодействия

Каким видят сотрудничество России и Беларуси эксперты двух стран

Фото: Завсектором Института экономики РАН Артем Пылин и эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин

Два эксперта, представители России и Беларуси, высказались относительно своего видения сотрудничества в сфере экономики наших стран. Заведующий сектором двусторонних отношений России и стран-соседей Института экономики РАН Артем Пылин и эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин выступили в ходе прошедшего недавно видеомоста между Москвой и Минском. Онлайн-конференция, организованная Центром изучения перспектив интеграции (ЦИПИ) на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня», называлась «Союзные тренды 2021: направления интеграции России и Беларуси».

- Россия и Беларусь традиционно являются одними из основных торгово-экономических партнеров друг для друга, - начал свое выступление завсектором Института экономики РАН Артем Пылин. - На долю России приходится порядка 45 процентов белорусского экспорта и 50 процентов импорта. Россия – основной рынок сбыта для белорусской продукции, прежде всего продукции перерабатывающей промышленности, продовольствия. Россия также является практически единственным поставщиком энергоресурсов на белорусский рынок. Кроме того, Беларусь за счет поставок через территорию России экспортирует продукцию в другие страны ЕАЭС и СНГ.

Российский бизнес принимает активное участие в модернизации белорусской экономики, составляя примерно 45 процентов от общего объема иностранных инвестиций в экономику республики. Более того, Россия и Беларусь имеют самый высокий уровень торгово-экономической связанности. И это, конечно, дает рабочие места, занятость, составляет основу экономического сотрудничества.

Союзное государство, на мой взгляд, - это хороший инструмент для активизации экономического взаимодействия. Мы знаем, что в рамках этого интеграционного объединения реализуется целый ряд союзных программ, которые направлены на модернизацию, на научно-техническое сотрудничество, на развитие ведущих, прорывных отраслей, которые составляют основу инновационной экономики. И здесь, на мой взгляд, сохраняется существенный потенциал.

Что происходит с торговлей наших стран сейчас? Если мы посмотрим на динамику стоимостных объемов экспортно-импортных операций, то мы увидим, что по итогам 2020 года взаимная торговля составила 29,5 миллиардов долларов. Я напомню, что в 2012 году, то есть до кризиса, до ухудшения конъюнктуры на мировых топливно-сырьевых рынках взаимный товарооборот двух стран составлял почти 44 миллиарда долларов. Понятно, что сказались ценовые факторы, связанные с падением цен на топливо… При этом белорусский экспорт в Россию снизился с $16,3 млрд в 2012 году до $13,1 млрд в прошлом году.

С чем это связано? Во-первых, имел место ценовой фактор, а также развитие программ импортозамещения в России. В частности на этом фоне мы наблюдаем снижение машино-технического экспорта из Беларуси в Россию. В 2012 году этот объем составлял $5,5 млрд, а по итогам 2020 года – $3,5 млрд. Это существенное снижение. Дефицит сальдо во взаимной торговле России и Беларуси сохраняется. В прошлом году для Беларуси этот дефицит составил $3 млрд. ,Это один из самых низких показателей за последние годы.

Был и позитивный эффект: белорусский экспорт в Россию в прошлом году снизился лишь на 4 процента. То есть он оказался очень устойчивым за счет поставок продовольствия. Спрос на продукты питания сохранился, причем как на российском, так и на мировых рынках. Этот спрос позволил стабилизировать объемы экспорта. В то же время проблемы, связанные со снижением машино-технического экспорта из Беларуси в Россию требует активизации и углубления экономической интеграции.

Экономики двух стран в прошлом году прошли достаточно сложный период. По оценкам Международного валютного фонда, белорусский ВВП снизился на 0,9%, падение российской экономики было более существенным – 3.1%. По прогнозам того же МВФ, рост российской экономики в 2021 году составит 3,8%, это будет восстановительный рост. А белорусская экономика по-прежнему продолжит стагнацию, по итогам 2021 года ожидается падение на 0,4%. Это говорит о том, что для выхода из кризиса, из пандемии, необходимо более тесное сотрудничество двух стран.

По линии Евразийского экономического союза предпринимаются попытки активизации антикризисных усилий, но договориться бывает сложно, потому что зачастую доминируют национальные интересы по сравнению с наднациональными. В рамках Союзного государства договориться проще. Этот потенциал нужно использовать для преодоления негативных последствий пандемии. Скорость выхода из этого кризиса во многом будет определяться потенциалом именно двустороннего сотрудничества, усилением координации, взаимодействия, согласованной инвестиционной, промышленной политики. Этот потенциал будет крайне востребован – особенно в посткризисный период.

- Я бы хотел дополнить коллегу из Москвы в части статистики, - сказал в свою очередь эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. – Падение товарооборота, которое было характерно до 2020 года, наблюдалось не только между Россией и Беларусью, но и между всеми странами ЕАЭС. Впрочем, такое падение было характерно для всех стран мировой экономики. Это просто ключевая тенденция, мы должны рассматривать ее не как резкое ухудшение экономических отношений между двумя странами, а как признак того, что мы являемся неотъемлемой частью мировых экономических процессов. Воздействию внешних факторов подвергаются и Россия, и Беларусь.

Если проанализировать динамику, которая наблюдалась за последние 5 лет в экономических и финансовых отношениях между Беларусью и Россией, то очень четко видна восходящая динамика. То есть реальный товарооборот у нас рос – как в рамках Союзного государства, так и в рамках ЕАЭС. Понятно, что эта динамика была обусловлена не только энергетическими направлениями, но и другими отраслями.

В таком анализе всегда нужно четко разделять рост товарооборота по количеству и по стоимостному фактору. Для нас очевиден рост товарооборота и взаимного проникновения проектов, ориентированных как раз на стоимостную составляющую. Идет рост сотрудничества в высокодоходных отраслях, это дает возможность двум странам зарабатывать, давать зарабатывать населению наших стран, повышать благосостояние людей.

Какие отрасли наиболее перспективны с точки зрения такого стоимостного товарооборота? Однозначно, это отрасли, связанные с наукой, технологиями, высокотехнологическими продуктами и услугами. И Беларусь, и Россия могут похвастаться могут похвастаться такими продуктами и услугами, у них есть огромные наработки и потенциал для дальнейшего развития.

В то же время надо понимать, что в этом направлении мы должны постоянно работать, чтобы аналогичные продукты третьих стран исключать из оборота, наполнять наши рынки нашими товарами, тем самым увеличивая кооперацию. Такой стратегический подход дает возможность получать максимальную доходность и отдачу от работы наших граждан и предприятий и повышать их рентабельность. А значит – повышать экономическую стабильность.

Самое важное в том, чтобы развивать Союзное государство посредством не на каких-то лозунгах и ура-патриотизме, а путем реального повышения благосостояния наших граждан. Когда каждый понимает, что ему несет интеграция, чем она ценна лично для него, для бюджета его семьи… У такого человека будет сложно выбить почву из-под ног, на него вряд ли подействуют медиа-атаки наших оппонентов.

Нам есть куда развиваться. Есть моменты, которые требуют очень интенсивного взаимодействия и плотного сотрудничества. На этом этапе мы видим очень большие и серьезные шаги со стороны российского руководства по разрешению некоторых разногласий. Но это произошло в первую очередь из-за готовности двух сторон быстро решать разные вопросы. Это и вопросы безопасности, обороны. Это и вопросы исторической, просветительско-информационной сферы. И это, конечно, вопросы, связанные с экономикой, энергетикой, вопросы реализации совместных крупных проектов. Все это дает очень сильный подъем для всех нас – и для чиновников, и для экспертного сообщества. Потому что сразу видно вектор, в котором нам следует двигаться.