На специально посвященном этой проблематике заседании эксперты обсудили шесть приоритетных направлений. Это – цифровые технологии, большие данные и искусственный интеллект; новые материалы и аддитивные технологии; новая, в том числе природоподобная энергетика, развитие атомной энергетики; высокотехнологичная медицина, персонализированная медицина, генетические технологии, профилактика антибиотикорезистентности; развитие сельского хозяйства и аквакультуры, в том числе с использованием генетических технологий, продовольственная безопасность; противодействие техногенным, биогенным, социокультурным и киберугрозам, терроризму и идеологическому экстремизму.
– Сегодня Россия и Белоруссия оказались в ситуации, когда за очень короткий срок необходимо решить проблемы порвавшейся цепочки научной и технологической коллаборации, существовавшей раньше с рядом западных стран. Мы понимаем, что наши страны имеют набор компетенций, которые при совместной работе дадут огромный синергетический эффект, – отметила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Наталья Бочарова. – Сейчас российскими и белорусскими научными организациями разрабатываются концепции десяти научно-технических программ Союзного государства. Три из них находятся в высокой степени готовности.
Особое внимание на форуме было уделено вопросам образования.
– Минобрнауки России стремится к тому, чтобы белорусская молодежь для своего дальнейшего обучения выбирала не западные, а российские вузы, а затем возвращалась домой и применяла полученные знания на благо Союзного государства, – подчеркнула Наталья Бочарова.
В частности, по словам замглавы Министерства науки и высшего образования Росии, важным результатом в этом направлении стала возможность поступления российских и белорусских граждан для обучения в вузах двух стран на всех уровнях образования по результатам как ЕГЭ (Россия), так и Центрального тестирования (Беларусь).
– Взаимная молодежная политика на межгосударственном уровне остается одной из важнейших составляющих российско-белорусского диалога, – отметила Наталья Бочарова. – Она постоянно совершенствуется, формируются новые механизмы для реализации совместных молодежных мероприятий. С этой же целью Минобрнауки России постоянно увеличивает количество стипендий для обучения граждан Республики Беларусь в российских университетах. Только на 2022/2023 учебный год планируется выделить порядка двух тысяч квотных мест. Сегодня в российских вузах обучается 12,5 тысяч белорусских студентов, из которых 4648 учатся на бюджетной основе.